Минфин ответил на обвинения «Роснефти» в убыточности проекта в Находке
Налоговой маневр в нефтяной отрасли не мог являться препятствиям для реализации проекта «Роснефти» ВНХК, а, наоборот, улучшал экономические показатели реализации первой очереди проекта, говорится в заявлении представителя Минфина, поступившем в РБК.
Накануне в ходе телефонной конференции первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров сказал, что проект по строительству нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Восточной нефтехимической компании (ВНХК) на Дальнем Востоке стал нерентабельным из-за большого налогового маневра, так что госкомпания отказалась от его реализации. Проект ВНХК был рентабельным в рамках существовавшей налоговой системы, а теперь «как таковой был снят, исключен из инвестиционной программы компании», сказал Федоров. «Роснефть» также исключила из инвестпрограммы ряд проектов по модернизации установок на НПЗ, добавил он.
«Решение отказаться от ВНХК — вынужденное, оно продиктовано предсказуемыми результатами фискальной политики регуляторов, о чем мы и предупреждали», — говорил РБК пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. По его словам, компания долго пыталась реанимировать проект, меняя его конфигурацию, но в результате он все равно оказался «жертвой большого налогового маневра». Большой налоговый маневр предполагает постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и рост НДПИ. «Напоминаем, что суть налогового маневра заключается в поэтапной отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с целью повышения эффективности отечественной нефтепереработки. В соответствии с принятыми решениями с начала текущего года в России введены специальные меры поддержки НПЗ в виде возмещаемого из федерального бюджета отрицательного акциза на нефтяное сырье — фактически субсидии, выделяемой нефтеперерабатывающим предприятиям необходимой глубины переработки», — указывает Минфин. Согласно информации по проекту ВНХК, представленной компанией в Минфин, после запуска первой очереди проекта на нем не планировалось производить темные нефтепродукты, а выпуск светлых нефтепродуктов составил бы порядка 90%, добавил представитель ведомства. По его словам, в этих предположениях при цене нефти $60 за баррель по завершении налогового маневра в 2024 году поддержка проекта ВНХК от государства в виде отрицательного акциза на переработанную нефть составила бы около $71 за тонну переработанной нефти. При этом в условиях 2013 года, до начала реализации налогового маневра и поэтапного снижения ставок экспортной пошлины на нефть, когда предельная ставка пошлины составляла 60%, поддержка государством проекта ВНХК в виде отрицательных разниц между ставками вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, и вывозной таможенной пошлиной на нефть составила бы порядка $65 за тонну переработанной нефти, подчеркивает представитель Минфина. То есть реализация налогового маневра при прочих равных условиях привела к увеличению поддержки проекта на $6 за тонну перерабатываемой нефти, заключил он.
Во вторник Леонтьев заявил РБК, что в Минфине «похоже, до сих пор не понимают последствий для нефтяной отрасли налогового маневра, который они организовали». «Фактически один налог (экспортная пошлина) заменен другим налогом (на переработку нефти), а обратные акцизы не компенсируют в полном объеме этой разницы», — добавил он.
Комплекс ВНХК в районе должен был стать одним из самых масштабных в отрасли, его параметры менялись несколько раз. По данным на середину прошлого года, предполагалось построить две очереди — нефтехимическую к 2026 году и НПЗ к 2029 году. Объем переработки планировался на уровне 12 млн т нефти в год, выпуска топлива — 1,8 млн т бензина и 6,3 млн т дизеля, выпуска нефтехимической продукции — 4,5 млн т в год. Главный управляющий директор «Роснефти» Игорь Сечин в начале прошлого года оценивал инвестиции в ВНХК в 800 млрд руб., источники «Ведомостей» в ноябре прошлого года — в 1,3 трлн руб.