ПМЭФ-2023, 14 июн 2023, 07:00

«Новые российские»: главные вопросы владельцам ушедших западных брендов

Новые владельцы компаний, которые заняли место ушедших западных брендов, ответили на главные вопросы о сделках: от принятия решения до ответственности за многолетнюю репутацию предшественников
Читать в полной версии

Петр Канаев, руководитель объединенной редакции РБК

«Кто делает для нас мебель, жарит куриные крылышки и варит кофе? Раньше эти вопросы не могли поставить в тупик никого, кто хотя бы раз в месяц заходил в торговый центр. Теперь навскидку сказать сложно, тем более вспомнить владельцев по именам. В прошлом году на Петербургском международном экономическом форуме уже было понятно, что все изменилось. Но скорее по ощущениям, а сейчас мы действительно живем по-другому. Появляются новые имена и новые герои, в том числе для деловых медиа. Поэтому РБК решил задать главные вопросы новым владельцам бизнесов, которые мы все раньше знали под другими названиями. Чтобы понять, какие они, «новые российские».

11 вопросов новым владельцам ушедших западных брендов

KFC

Бренд KFC (принадлежит американской корпорации Yum! Brands) заходил на российский рынок через партнера — «Ростик Групп» Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко, который с 1993 года открывал сети ресторанов быстрого питания под брендом «Ростик’с». Фирменным блюдом «Ростик’с», так же как и у KFC, были блюда из курицы в панировке и куриные наггетсы. В 2005 году Yum! Brands заключила с «Ростик Групп» соглашение о стратегическом партнерстве, так появился бренд «Ростик’с-KFC». В 2006-м Yum! Brands выкупила права на бренд «Ростик’с», в 2011-м корпорация выкупила сеть, и до конца 2012 года рестораны «Ростик’с-KFC» были переименованы в KFC. В начале марта 2022 года Yum! Brands приостановила работу принадлежавших ей ресторанов в России. Всего в России было открыто около 1 тыс. заведений KFC, но Yum! Brands принадлежало только 70 ресторанов, остальные работали по франшизе. В апреле 2023 года Yum! Brands продала российские рестораны, операционную систему, права на мастер-франшизу и торговую марку бренда Rostik’s компании «Смарт Сервис ЛТД», которая по франшизе развивала около 40 ресторанов KFC в Удмуртии, Кировской области, Татарстане и Пермском крае. Компания на паритетных началах принадлежит бизнесменам из Удмуртии — Константину Котову и Андрею Осколкову. Цена сделки была фиксирована в рублях, сумма составлялась из оценки самого бизнеса и его перспектив, говорил Котов в интервью РБК. Право выкупа остается на усмотрение сторон, уточнил бизнесмен. Российские рестораны, которые были в собственности у KFC, постепенно будут переименованы в Rostic’s. Остальные франчайзи будут работать под брендом KFC до истечения действия франчайзинговых договоров.

McDonald’s

Сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s пришла в Россию в 1990 году. Это была первая западная сеть фастфуда, которая открылась в России. На конец 2021-го в России работало всего 847 ресторанов McDonald’s, при этом компании принадлежало 84% ресторанов, остальные — около 130 — развивали местные франчайзи. В аэропортах и на железнодорожных вокзалах точками McDonald’s управляла компания «Росинтер Ресторантс Холдинг», в Сибири 25 точек развивала компания «ГиД» Александра Говора, остальными ресторанами в регионах управляло ООО «Региональная сеть предприятий питания». 8 марта 2022 года компания объявила о временной приостановке работы всех ресторанов в России на фоне военной спецоперации на Украине, а в мае заявила об окончательном уходе из России и продаже бизнеса местному покупателю. Новым владельцем бизнеса стал Александр Говор, который был также известен как сооснователь нефтеперерабатывающей компании «НефтеХимСервис». Сумма сделки не называлась. Как уточнял Говор, у американцев есть опцион на обратный выкуп в течение 10–15 лет при условии, что он будет единственным владельцем мастер-франшизы. 12 июня 2022 года бывшие рестораны McDonald’s в России открылись под новым брендом «Вкусно — и точка».

Starbucks

Первая кофейня американской сети Starbucks открылась в России в 2007 году. В 2022 году в России насчитывалось 130 заведений Starbucks. В начале марта прошлого года компания приостановила работу сети своих кофеен «из-за ситуации на Украине», а в мае объявила об уходе с российского рынка. В июле стало известно, что российский бизнес сети, в который вошли права аренды и оборудование, купят Тимур Юнусов (Тимати), ресторатор Антон Пинский (основатель холдинга Pinskiy & Co., в активе рестораны «Магадан», «Колбасный цех», «Сыроварня», Avocado Queen) и холдинговая компания «Синдика» сенатора от Кабардино-Балкарии Арсена Канокова (он же возглавлял регион в 2005–2013 годах). Бренд и товарные знаки не вошли в сделку. В конце августа на Новом Арбате, на месте бывшей кофейни Starbucks, открылась первая кофейня сети Stars Coffee. Новый логотип внешне напоминает оригинальный логотип сети, и юристы допускали, что они даже могут быть похожи до степени смешения: за основу взят круг с двумя звездами по бокам, в верхней части написано Stars, в нижней — Coffee, только вместо двухвостой русалки в кругу изображена девушка в кокошнике. Новые владельцы не исключили, что в части премиальных кофеен сети появится алкоголь.

IKEA

Выйти на российский рынок шведская мебельная компания IKEA планировала еще с конца 1980-х годов. В 1988 году председатель Совета министров СССР Николай Рыжков в ходе официального визита в Швецию посетил гипермаркет IKEA в Гётеборге. После этого основатель компании Ингвар Кампрад приехал в Москву и достиг соглашения о сотрудничестве с местными производителями: мебельный завод в Ленинградской области начал выпускать на шведском оборудовании для IKEA стулья из карельской сосны. Тогда же Кампрад договорился о будущем открытии гипермаркетов IKEA в городах-миллионниках. Но на фоне распада СССР и тяжелой экономической ситуации в России IKEA тогда отложила выход на российский рынок.

Первый российский гипермаркет IKEA открылся 22 марта 2000 года в Химках. К весне 2022 года в России работало 14 гипермаркетов IKEA в ТЦ «Мега», из них три — в Москве и Московской области, два — в Петербурге (сеть магазинов IKEA и ТЦ «Мега» принадлежат шведской группе Ingka). Также у компании было четыре фабрики в России: в Тихвине, Новгородской, Московской и Кировской областях.

В марте 2022 года материнская компания IKEA и «Мега», как и многие западные компании после начала специальной военной операции на Украине, объявила о приостановке работы своих магазинов и заводов в России. В июне того же года шведская группа приняла решение сократить часть персонала и продать заводы. В июле IKEA объявила финальную онлайн-распродажу оставшихся на складах товаров, которая длилась до середины августа. В начале 2023 года стало известно, что компания намерена продать и собственную торговую недвижимость, но покупателя пока не нашла. Но зато в феврале 2023 года стало известно, что IKEA нашла покупателей на три своих российских завода — ими стали производитель пиломатериалов «Лузалес» и «Слотекс», специализирующаяся на фасадах и кухонных столешницах. Председатель совета директоров «Лузалес» Руслан Семенюк рассказывал РБК, что до сделки «ни разу не был на этих заводах и в магазине IKEA», но недавно сходил в магазин за рубежом. В ходе сделки производственная компания IKEA полностью вышла из проданных активов — без опциона на обратный выкуп. Точную сумму, за которую были куплены два предприятия IKEA, глава «Лузалеса» не раскрыл, но отметил, что речь шла о нескольких миллиардах рублей (ранее он говорил, что его компания будет финансировать сделку из собственных средств). На приобретенных у шведской компании мощностях новый владелец планирует в том числе запустить производство школьной и детской мебели.

Fazer

Финская компания Fazer, производитель хлебобулочных и кондитерских изделий, работала в России с 1997 года. По данным Национального союза хлебопечения, Fazer входила в пятерку крупнейших производителей хлеба и хлебобулочных изделий в России. Компания поставляла мукомольную продукцию, шоколад и конфеты под брендами Karl Fazer, Dumle и Geisha. В конце марта 2022 года Fazer объявила об уходе с российского рынка. Для передачи прав собственности компания сменила юрлицо в России с ООО «Фацер» на ООО «Хлебный дом». В конце апреля 2022 года «Хлебный дом» купил московский булочно-кондитерский комбинат «Коломенский». В сделку вошли четыре фабрики: три в Санкт-Петербурге («Смоленская», «Муринская», «Нева») и одна в Москве («Звездная»). Комбинат «Коломенский» работает с 1956 года и специализируется на выпечке хлеба, сдобных и слоеных хлебобулочных изделий, производстве вафель. В 2007 году комбинат выкупил Алексей Тулупов, владелец девелоперской компании Sminex, которая занимается строительством жилья высокого ценового сегмента в Москве. Сейчас «Коломенский» — крупнейший производитель хлеба в России.

Tetra Pak

Шведская компания по производству упаковки Tetra Pak в России давно: первый контракт по производству упаковки она заключила еще с Советским Союзом в 1959 году. Дочерняя российская компания АО «Тетра Пак» была зарегистрирована в России в 1992 году. Компании Tetra Pak принадлежал завод в подмосковной Лобне — крупнейшее в России и Восточной Европе предприятие по производству упаковки для жидких пищевых продуктов, по данным компании. Среди клиентов компании были: PepsiCo, которая использовала упаковку для молочных продуктов «Домик в деревне» и соков J7 и «Любимый», Danone («Простоквашино», Alpro) и Coca-Cola HBC («Добрый», Rich). В марте стало известно, что Tetra Pak сократила ассортимент пищевой упаковки для вина и прохладительных напитков из-за нехватки некоторых компонентов. Проблемы возникли из-за санкций ЕС, ограничивающих экспорт в Россию сырья и краски. После этого на полках в магазинах появились белые упаковки соков, окрашенными на них оставались только логотипы. В июле компания объявила об уходе с российского рынка из-за экспортных ограничений в Россию и передаче бизнеса местному менеджменту. В августе стало известно, что новым владельцем бизнеса в России Tetra Pak станет группа компаний ООО «Итон Инвестментс», которая на паритетных началах принадлежит Александру Криволапову, он же гендиректор АО «Тетра Пак», и Игорю Акимову, который возглавлял АО «Тетра Пак» с 2002 по 2014 год. В октябре 2022 года АО «Тетра Пак» сменило юрлицо компании на АО «Упаковочные системы» и возобновило производство цветной упаковки.

Publicis

Французский холдинг Publicis пришел в Россию в 1990 году. Его первым клиентом стала компания Mars, известная по брендам M&M’s, Snickers, Skittles, Pedigree, Whiskas и Kitekat. На момент продажи бизнеса российский штат Publicis насчитывал 1,2 тыс. сотрудников, а среди ключевых клиентов числились Procter & Gamble, Samsung Electronics, McDonald’s и LVMH. По версии AdIndex, Publicis был третьим холдингом после OMD OM Group и Dentsu по суммарному бюджету всех клиентов — 35,2 млрд руб. на 2020 год. О решении продать местный бизнес президенту Publicis в России Сергею Коптеву руководство глобального офиса объявило 16 марта 2022 года. Контроль был оформлен через принадлежащее Коптеву агентство «Родная речь» — под этим брендом сейчас и развивается группа. Финансовые показатели Publicis по России никогда не раскрывались, но после продажи бизнеса холдинг сообщил о €87 млн убытка от прекращения операций. Сумма сделки не раскрывалась, однако в интервью РБК Коптев утверждал, что заплатил «символическую сумму».

Ernst & Young

Аудиторско-консалтинговая компании Ernst & Young (EY) открыла представительство в Москве в 1989 году. В 2022 году в российском отделении компании работали 4700 человек. В феврале 2022-го EY вместе с другими аудиторами «большой четверки» (Deloitte, PwC и KPMG) заявила о прекращении работы в стране. Управление российским бизнесом перешло местному менеджменту, и компания вышла из международной сети Ernst & Young. Условия не раскрывались.

В июне прошлого года сотрудники объявили, что продолжат работу под брендом «Б1». Владельцами ООО «Б1 — Консалт», по данным Rusprofile, является группа физлиц, в том числе гендиректор компании Валерий Дурглишвили (7% напрямую и 6% через другую структуру) и ее управляющий партнер Марчелло Гелашвили (10 и 6% соответственно). Выручка в 2022 году — 8,5 млрд руб., чистая прибыль — 134 млн руб.

Electrolux

Производитель бытовой техники Electrolux пришел на российский рынок в 1994 году. Основным юрлицом компании в стране было зарегистрированное в 2002 году ООО «Е.Кампани».

В 2005 году компания начала производить стиральные машины Electrolux и Zanussi на заводе в Санкт-Петербурге, но в 2010-м закрыла его из-за высокой конкуренции.

В феврале 2022 года Electrolux приостановила работу в России, а в июне объявила о продаже российского бизнеса местному менеджменту. Передача активов состоялась в сентябре. Условия сделки не раскрывались. Новым владельцем «Е.Кампани» стал бывший гендиректор российского подразделения Павел Потапов.

На Россию в 2021 году приходилось 4% от продаж Electrolux в Европе и 1,6% от общих продаж. Выручка российского юрлица в том же году составила 18 млрд руб., чистая прибыль — 2,4 млрд руб. В 2022 году выручка снизилась до 4 млрд руб., а чистый убыток составил 701 млн руб. Убыток от ухода из России компания оценивала в 350 млн шведских крон ($32,4 млн).

Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Работа с базами данных: чем в России заменяют решения Oracle и Microsoft
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски