Бизнес, 14 сен 2017, 00:00

На заправках «Роснефти» появятся «Пятерочки»

На автозаправках «Роснефти» вскоре могут появиться магазины «Пятерочка». Для нефтяной компании союз с продуктовым ретейлером — возможность повысить рентабельность бизнеса на АЗС
Читать в полной версии
Фото: Станислав Соколов / «Коммерсантъ»

​Крупнейший российский ретейлер X5 Retail Group, управляющий сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», может открыть свои магазины на АЗС «Роснефти». Об этом РБК рассказал источник на розничном рынке. По его информации, пилотный формат уже тестируется на одной из заправок недалеко от поселка Смирновка в Московской области (такая АЗС присутствует на карте расположения заправок «Роснефти»).

Представитель «Роснефти» подтвердил РБК, что компания ведет переговоры с «Пятерочкой», но «пока речь идет об экспериментальном формате».

Представитель X5 Retail Group на момент публикации не ответил на запрос РБК.

Примерно из 22 тыс. работающих сейчас в России АЗС, по оценке Российского топливного союза, более половины продают сопутствующие товары — кулинарию, напитки, автокосметику, гаджеты. «Роснефть» управляет крупнейшей в стране сетью автозаправок: на начало 2017 года она, как указано на сайте компании, насчитывала около 2,9 тыс. собственных и арендуемых станций, где работает почти 1,9 тыс. магазинов и 925 кафе. Доходы «Роснефти» от сопутствующих услуг, в которые входит в том числе и торговля продуктами, в 2016 году составили 75 млрд руб., указано в ее отчетности, или 1,5% ее консолидированной выручки. Только на продаже кофе «Роснефть» заработала за год 2,1 млрд руб., писали «Ведомости» со ссылкой на представителя компании.

Сейчас на АЗС относительно низкая доходность продаж бензина и дизельного топлива, и период невысокой маржи держится уже почти год, говорит гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Внутреннее потребление бензина в России, по данным Аналитического кредитного рейтингового агентства, впервые сократилось в 2015 году — до 35,4 млн т. В 2016 году оно несколько выросло, до 35,9 млн т, но в этом году вновь будет сокращаться, прогнозирует агентство.

Реализация сопутствующих товаров становится для владельцев автозаправок способом увеличить общую рентабельность бизнеса, объясняет Турукалов. Но, продолжает он, у операторов АЗС нет экспертизы в рознице, тогда как продуктовые ретейлеры ​обладают ею.

Для поддержания доходности АЗС осенью прошлого года Российский союз промышленников и предпринимателей предложил вернуть заправкам право на продажу алкоголя, которого их лишили в 2011 году. В январе 2017 года в Госдуму даже был внесен соответствующий законопроект: он предусматривал разрешение продажи на АЗС алкогольной продукции крепостью не выше 16,5%. Но против высказались и Федеральная антимонопольная служба, и администрация президента. «Законопроект не согласуется с целями концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения на период до 2020 года», — сообщали «Известия» со ссылкой на решение государственно-правового управления администрации.

Не первый заезд

Владельцы АЗС уже несколько лет пытаются договориться с розничными сетями о партнерстве. «Роснефть» еще в 2013 году, по данным «Коммерсанта», вела переговоры с «Магнитом» об открытии его магазинов на своих заправках, но проект так и не был запущен. А в 2011 году X5 Retail Group безуспешно пыталась стать партнером ЛУКОЙЛа.

Последним таким экспериментом было тестовое партнерство «Газпром нефти» с ретейлером Stopexpress, сообщали в ноябре прошлого года «Ведомости». Тогда компании заявляли об открытии кафе и магазинов на трех заправках, пилотный проект должен был закончиться в начале этого года. Сейчас Stopexpress управляет уже шестью точками на АЗС «Газпром нефти», указано на сайте ретейлера.

Для ретейлеров транспортный трафик — возможность расширить каналы продаж, поэтому они готовы сотрудничать не только с владельцами автозаправок. В июне 2017-го X5 Retal Group, чей менеджмент планировал открыть в этом году 2,5 тыс. новых точек, подписала соглашение о партнерстве с инвестиционным фондом Acmero, одним из основных владельцев сетей «Шоколадница» и «Кофе Хауз», и «Марафон Групп», развивающей аптеки «А-Мега» и «Да, здоров». Компании планируют вместе открывать центры обслуживания пассажиров в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и автостанциях. До конца 2021 года X5 Retail Group вместе с партнерами планирует открыть около 600–1000 комплексов с «Пятерочкой», аптекой и пунктом общепита.

В 2014 году розничные сети пытались закрепиться в подземных вестибюлях на станциях Московского метрополитена — соответствующими планами тогда делились «Ашан» и «Метро Кэш энд Керри». Последняя даже открыла несколько франчайзинговых магазинов «Фасоль», но проект просуществовал недолго.

Pro
Дешевый старт на маркетплейсах больше не работает. Что изменилось
Pro
«В мире Трампа возможно все». Почему падают акции США и что будет дальше
Pro
Продажи каких продуктов в России растут втрое быстрее других — 6 графиков
Pro
Сотни тысяч за нарушения. Что сейлеру нужно знать о штрафах Wildberries
Pro
Как составить резюме — советы HR-директора фирмы со штатом 850 человек
Pro
Куда едут цифровые кочевники со всего мира — 7 стран
Pro
Каждый отдел ведет свои документы. Как свести их все в единую систему
Pro
Защита прав инвесторов: принудительный перевод и конвертация ценных бумаг