Бизнес, 15 мар 2022, 00:00

Экспорт люксовых товаров из Европы и США запрещен. Что важно знать

Страны ЕС вслед за США готовятся запретить поставки люксовых товаров в Россию. РБК объясняет, к чему стоит готовиться одному миллиону соотечественников, которые до сих пор могли себе позволить покупать предметы роскоши
Читать в полной версии
Фото: Joshua Sammer / Getty Images

Европейский союз подготовил новый пакет ограничений в отношении России (на момент публикации материала официально он еще не был обнародован). Но в новой серии санкций будет в том числе запрет экспортировать предметы люкса, анонсировала еще 11 марта Европейская комиссия, назвав эту меру «прямым ударом» по российской элите.

Ранее Министерство торговли США опубликовало детальный список товаров, которые будут запрещены к экспорту в Россию с 16 марта 2022 года. В перечень, в частности, вошли парфюмерия, одежда и обувь, стоящая в опте более $1 тыс. за единицу товара.

Многие компании, специализирующиеся на производстве и продажах предметов роскоши, опередили введение запрета и уже объявляли о приостановке работы в России. Первой о закрытии бутиков 4 марта заявила французская Hermès, затем к ней присоединились LVMH (бренды Louis Vuitton, Dior, Fendi, Loro Piana, Berluti, Bvlgari, Tiffany & Co. и др.) и Kering (Gucci, Bottega Veneta, Alexander McQueen, Saint Laurent и др.), Chanel и швейцарский часовой дом Richemont.

На кого нацелены санкции, пропадут ли полностью люксовые товары из розницы, кто выиграет от запрета — в обзоре РБК.

Кому по карману люксовые товары

В России и странах СНГ в 2020 году насчитывалось около 10,3 тыс. человек со сверхвысоким доходом, чьи активы стоят более $30 млн, указывала в своем последнем отчете The Wealth Report 2021 консалтинговая компания Knight Frank. На долю России приходилось в 2020 году около 4% мировых миллиардеров и около 1% миллионеров.

Но позволить себе предметы роскоши могут не только мультимиллионеры. В исследовательской компании Ipsos к категории обеспеченных потребителей относят около 1 млн россиян в возрасте 18–65 лет. Высоким личным доходом или доходом на члена семьи для Москвы в Ipsos считают более 70 тыс. руб. в месяц, в Петербурге — более 60 тыс. руб., в других крупных городах — более 50 тыс.

Около 44,8% таких потребителей в ходе последнего опроса, который проводился весной 2021 года, ответили, что за последние 12 месяцев покупали одежду, обувь или аксессуары люксовых брендов. Те, кто покупал женскую одежду, потратили на последнюю покупку в среднем 25,6 тыс. руб., на обувь — 22,9 тыс. руб., на кожаные аксессуары (сумки, кошельки, портмоне, ремни) — 17,1 тыс. руб.

Мужчины во время последней покупки отдали за люксовую одежду в среднем 28,2 тыс. руб. (то есть больше, чем женщины), за обувь — 14,1 тыс. руб. (меньше), кожаных аксессуаров — 14,5 тыс. руб. (также меньше).

Среди наиболее популярных в России марок, как и в других странах, лидируют Gucci, Chanel и Christian Dior, свидетельствуют данные совместного исследования глобального потребительского спроса в сегменте «настоящей роскоши» консалтинговой компании BCG и ассоциации итальянских люксовых брендов Altagamma. Среди других популярных марок в прошлом году фигурировали Louis Vuitton, Prada, Dolce & Gabbana, Giorgio Armani, Versace, Hermès и Hugo Boss.

Каковы общие расходы на люксовые товары

Российский сегмент премиальной одежды, обуви и аксессуаров агентство «INFOLine-Аналитика» по итогам 2021 года оценивает в 320 млрд руб., что составляет около 11% от всего рынка.

Крупнейшими продавцами предметов роскоши считаются группа Mercury (управляет, в частности, универмагами ЦУМ в Москве и ДЛТ в Петербурге), Bosco di Ciliegi (управляет столичным ГУМом) и Jamilco. Официально известны только финансовые показатели Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича: согласно последним доступным данным, в 2019 году выручка Investment Global Ltd, на которую оформлен бизнес группы, составила €89,2 млн, или свыше 6,4 млрд руб. Выручку Mercury в 2020 году журнал Forbes оценивал в 82,9 млрд руб.

Региональные игроки премиального сегмента незначительно уступают по обороту московским компаниям, отмечает Георгий Ростовщиков, основатель Fashion Hub Russia и президент Международной ассоциации байеров.

Самостоятельно в России продают свою продукцию девять модных домов. Наибольшую выручку по РСБУ в 2020 году зафиксировала «дочка» Chanel — более 12 млрд руб., в первую тройку по этому показателю вошли также местные юрлица Cristian Dior (5,3 млрд руб.) и Hugo Boss (4,4 млрд руб.). Данных за 2021 год еще нет.

Продажи в России занимают от 2 до 5–7% в выручке крупнейших люксовых брендов, оценивает Fashion Consulting Group.

Что будет с официальной розницей

Поставки коллекций весна-лето 2022 пришли практически в полном объеме, ассортимента хватит на полноценную работу в течение всего сезона, заверила пресс-служба ЦУМа, отказавшись оценивать санкции до того, как они будут официально объявлены.

РБК направил запросы в Bosco di Ciliegi и Jamilco.

Основные трудности сейчас связаны с валютными взаиморасчетами, при этом европейские поставщики работают в своем обычном режиме, констатирует Ростовщиков. «Нужно понимать, что сейчас не работают корнеры и бутики небольшого количества компаний, напрямую принадлежащих западным брендам, — рассказывает байер. — При этом пока Prada можно легко купить в фирменном корнере в Новосибирске и Balenciaga во Владивостоке».

Всем российским игрокам хватит товарных запасов в среднем на один-три месяца, продолжает Ростовщиков. Параллельно, по его мнению, будет идти трансформация рынка, в частности расцвет закупочных офисов, которые консолидированно могут делать закупку товаров на любую страну через соседние страны. «Это такой VPN в мире моды», — шутит собеседник РБК.

Главная задача сейчас продавцов — сформировать на значительный срок товарный запас, считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. А значит, по его мнению, первоочередными шагами для того, чтобы замедлить вымывание запасов, будут доставка товара в Россию, остановка промоактивности и увеличение цен. «В какой-то момент активная фаза «военной операции» прекратится, и ситуация стабилизируется в холодный подход, когда со страной можно работать, но желательно не афишировать», — рассуждает эксперт.

Если будут ограничения на ввоз товара дороже €300, тогда фактически не будет официальных поставок, полагает старший директор ретейл-департамента российского офиса консалтинговой компании CBRE Марина Малахатько. Если же отсечка будет, например, €3 тыс., то рынок скорее будет «жив, чем мертв».

Через полгода может возникнуть рынок посредников, считает Малахатько. Управляющий партнер «Коллиерз Интернешнл» Николай Казанский прогнозирует увеличение доли параллельного импорта от представительств, зарегистрированных в соседних странах.

Если продажи будут идти через посредников, то цены увеличатся еще процентов на 20–30%, и не только из-за наценки перекупщиков, но и из-за того, что логистика и таможенные затраты станут еще выше, предупреждает Малахатько, напоминая, что люксовые бренды уже повысили цены вслед за ростом курса доллара и евро.

Кто выиграет от запрета

Стоит ожидать кратного увеличения доли контрафакта в некоторых категориях, уверен операционный директор компании BrandMonitor Кирилл Кириллов. По его словам, это будет связано не только с отсутствием и снижением легального импорта продукции, но и с ослаблением рубля и снижением покупательной способности. «Важно понимать, что продавцы оригинальной продукции имеют ограниченные возможности по управлению ценой, — объясняет Кириллов. — В то время как продавцы контрафакта, имея маржинальность в сотни и тысячи процентов, могут даже в текущей ситуации не повышать цены».

Объемы рынков оригинального люкса и поддельного люкса в денежном выражении, по оценке BrandMonitor, практически равны: по итогам 2020 года продавцы контрафакта заработали около 248 млрд руб.

Увеличится влияние корейских, ближневосточных, турецких премиальных брендов, допускает Ростовщиков. Но он же отмечает, что российские клиенты, хотя и интересуются новинками, очень консервативны в своих предпочтениях, особенно когда идет речь о регионе, где произведена продукция.

В теории уход с российского рынка крупных люксовых брендов может освободить нишу для российских дизайнеров, считает дизайнер Игорь Чапурин. Но он не уверен, смогут ли они эту нишу качественно заполнить. Тем не менее Чапурин выделяет несколько плюсов.

«Во-первых, часть аудитории, которая привыкла покупать зарубежные люксовые марки, неизбежно обратит внимание на русскую моду, — полагает собеседник РБК. — А во-вторых, ретейлеры будут охотнее сотрудничать с русскими дизайнерами: они дешевле, они рядом, и с ними всегда можно договориться. Возможно, изменится и отношение к русским брендам со стороны продавцов, которые охотнее будут закупать коллекции, а не брать их на реализацию, как было прежде».

Но чтобы соответствовать понятию «люкс», российским дизайнерам «придется поднапрячься», признает Чапурин. «За все эти годы в России так и не появились качественные ткани и фурнитура. Мы, как бренд, регулярно тестируем отечественные материалы, но они не идут ни в какое сравнение с тканями из Италии, Франции, Японии, — объясняет дизайнер. — Конечно, часть тканей можно заменить на турецкие или азиатские, но это касается очень базовых хлопков, возможно, некоторых видов шелка и шерсти. Но все, что касается по-настоящему дизайнерских тканей, удивляющих своей фактурой или принтами, то их не найти ни в Турции, ни в Китае».

Сейчас команда Чапурина, по его словам, ищет пути доставки тканей через посредников, так как напрямую работать с европейскими поставщиками почти невозможно из-за логистических проблем.

Pro
Прибыль 20% в долларах на акциях Казахстана. Как заработать на этом рынке
Pro
США усиливают санкции против китайского бизнеса с Россией. Где выход
Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Все завалены и измотаны: каково работать в Miro — в 5 пунктах
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа