Бизнес, 15 апр 2016, 18:03

Заявку на четвертый участок ЦКАД подала структура ВЭБа и «Газпрома»

Заявку на строительство четвертого участка ЦКАД стоимостью почти 80 млрд руб. подал лишь один претендент — структура УК «Лидер». Помогать с финансированием стройки будет Российский фонд прямых инвестиций
Читать в полной версии
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

​Дорога для «Лидера»

На конкурс по строительству четвертого участка Центральной кольцевой автодороги вокруг Москвы (ЦКАД) подала заявку только структура УК «Лидер» — «Юго-Восточная магистраль», сообщила госкомпания «Автодор». Она рассмотрит заявку в течение 30 дней и заключит соглашение с «Юго-Восточной магистралью», если не обнаружит противоречий с требованиями конкурсной документации.

Акционеры «Лидера» — ВЭБ, «Газпром», «Газфонд» и Газпромбанк, указано на сайте управляющей компании (доли не раскрываются). «Лидер» управляет средствами крупнейших пенсионных фондов, включая «Газфонд», «Благосостояние» и НПФ электроэнергетики, и страховых компаний.

«Лидер» давно инвестирует в концессионные проекты и инфраструктуру. Например, «Главная дорога» («дочка» «Лидера») в 2009 году подписала с Росавтодором первое в России концессионное соглашение для строительства и эксплуатации платной автодороги — обхода Одинцово по Минскому шоссе.

Протяженность четвертого участка ЦКАД — 96,5 км, стоимость — 78,5 млрд руб. Финансовыми партнерами консорциума будут Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) совместно с суверенными фондами Ближнего Востока, говорится в пресс-релизе «Автодора». Частному инвестору предстоит вложить в четвертый участок ЦКАД 28,8 млрд руб., инвестиции государства составят 49,7 млрд руб. В своем конкурсном предложении «Лидер» снизил размер капитального гранта (долю государства в проекте) на 310 тыс. руб.

Управляющий директор УК «Лидер» Сергей Кербер не ответил на вопросы РБК. Представитель РФПИ подтвердил участие фонда в проекте, но деталей не раскрыл.

Каким будет четвертый участок ЦКАД

Трасса пройдет по юго-востоку Московской области — от пересечения с автодорогой М7 «Волга» (нулевой километр трассы А113 ЦКАД) до пересечения с автомагистралью М4 «Дон». Прогнозируемая интенсивность движения на дороге к 2030 году — 40,3 тыс. автомобилей в сутки. Расчетная скорость движения составит 140 км/ч. Первое время дорога будет четырехполосной (по две полосы в каждом направлении), но в перспективе «Автодор» планирует довести количество полос до шести.

На четвертом участке предусмотрено строительство 17 мостов и экодуков, сорока путепроводов и девяти эстакад, шести ​транспортных развязок.

ЦКАД планируется построить к концу 2018 года. Стоимость строительства, по предварительным оценкам, составит около 300 млрд руб., из них 150 млрд руб. — средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Первые лоты — первую и пятую секции ЦКАД — разыграли еще в 2014 году. Их стоимость составляет 48,9 млрд руб. и 42,2 млрд руб. соответственно.​

Проблемы «Автодора»

«Автодор» не мог разыграть третий и четвертый участки дороги с 2014 года. Конкурс на четвертый участок был объявлен еще в августе 2014-го. Однако после ослабления рубля и резкого повышения ключевой ставки у госкомпании начались проблемы с инвесторами. В 2015 году «Автодор» проводил консультации с прошедшими квалификацию участниками, но сроки конкурсов постоянно сдвигали. В ноябре 2015-го вышло распоряжение правительства с измененной схемой финансирования проекта. Государство взяло на себя обязательства частично компенсировать затраты концессионеру при инфляции выше 8%. Если же инфляция окажется выше 15%, то могут быть пересмотрены базовые параметры контракта.

На строительство третьего и четвертого участков трассы с середины 2015 года претендовали четыре консорциума — «Юго-Восточная магистраль», «СОК 24 Раша» (группа ВТБ и французская Vinci), «Инвест Финанс» (Газпромбанк и «Стройтрансгаз») и Автодорожная строительная корпорация (АСК, «ДСК Автобан» Алексея Андреева и испанская Sacyr Concession). В январе РБК писал, что инвесторы теряют интерес к ЦКАД, так как не верят, что затраты окупятся. Два собеседника РБК в консорциумах утверждали, что стоимость третьего участка может оказаться выше указанной в конкурсной документации на 10 млрд руб. Потенциальных концессионеров также не устраивало, что «Автодор» не берет на себя полностью обязательства по предоставлению земли до начала строительства. Собеседники РБК во всех четырех консорциумах говорили тогда, что окончательного решения об участии в конкурсе у них нет.

На этой неделе «Автодор» провел конкурс по третьему участку ЦКАД. Его протяженность составляет 105,3 км, а стоимость — 75 млрд руб. На строительство дороги нашелся также лишь один претендент — консорциум «Автобана» (100% контролирует Алексей Андреев) и испанской Sacyr Concession Автодорожная строительная корпорация. Доля частного финансирования в этом проекте составляет 44%, то есть АСК нужно привлечь 33,1 млрд руб. Заместитель генерального директора по финансовому развитию «Автобана» Денис Анисимов сказал РБК, что в компании не ожидали, что ее заявка будет единственной. Он добавил, что консорциум готов построить объект «в срок за соответствующие деньги» и рассчитывает, что «Автодор» заключит концессионное соглашение с АСК. По словам Анисимова, его компания до последнего была настроена участвовать в конкурсе на строительство четвертого участка, но вечером накануне дня завершения подачи заявок совет директоров АСК решил ограничиться работой над третьим участком трассы.

Представитель «Стройтрансгаза» подтвердил РБК, что компания решила не участвовать в конкурсах, но отказался объяснить причины. Представитель «ВТБ Капитала» отказался от комментариев.

Хотя третий участок длиннее и дешевле четвертого, нельзя сказать, что «Лидер» может получить более выгодный контракт, чем АСК, отмечает эксперт «НЭО Центра» Евгений Мазур. «На четвертом участке больше искусственных сооружений и две дополнительные транспортные развязки, что увеличивает затраты на строительство», — резюмирует эксперт.

Pro
Склады в складчину: могут ли инвестиции в логистику стать высокодоходными
Pro
Успеть в последний «налоговый вагон»: что надо сделать до конца 2024 года
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям
Pro
Мы неосознанно разрушаем отношения. Можно ли это изменить — Fast Company
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса