Бизнес, 15 июл 2015, 10:08

Bayer будет выпускать препараты на петербургском фармзаводе

Немецкий концерн Bayer приступил к локализации производства своих препаратов в России — практически последним из крупнейших иностранных фармпроизводителей
Читать в полной версии

​​Партнер для госзаказа

В среду, 15 июля, Bayer подписывает соглашение с петербургской компанией «Полисан» о производстве в России трех препаратов немецкого концерна. Эту информацию РБК подтвердили глава Bayer в России Нильс Хессманн и гендиректор и основной владелец «Полисана» Александр Борисов.​​

По словам Борисова, в рамках 10-летнего контракта Bayer проинвестирует модернизацию производственных линий «Полисана». Выпуск «Магневиста», «Гадовиста» и «Ультрависта» — рентгеноконтрастных препаратов, применяемых при магниторезонансной томографии (МРТ), — начнется в конце 2016 года. Подразумевается производство полного цикла: «Полисан» будет самостоятельно закупать почти все ингредиенты, выпускать лекарства и упаковывать их, добавляет Хессманн.

Сумму инвестиций и объем выпуска они не раскрывают. Только первоначальные инвестиции в «сложную локализацию» одного препарата могут превышать 500 млн руб., говорит директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейн​ов. Производство радиологических препаратов — это как раз сложная локализация, поскольку они требуют специальных условий хранения, комплектации лабораторий и т.п., объясняет он.

ООО «Научно-технологическая фирма «Полисан», по собственным данным, входит в топ-10 крупнейших российских производителей лекарственных средств. Выручка в 2014 году составила 3,5 млрд руб., чистая прибыль — 308,97 млн руб.

Сейчас Bayer импортирует в Россию все продаваемые здесь препараты, включая те три, заказ на которые получил «Полисан»: они не являются самыми продаваемыми, но перспективны с точки зрения госзаказа. Из крупнейших иностранных фармпроизводителей Bayer, по сути, последний, не имеющий «четкой локализации» в России, отмечает Давид Мелик-Гусейнов.

Другие попытки

Продажи Bayer в России в целом по итогам 2014 года достигли €742 млн (около 43,6 млрд руб.), увеличившись на 17% к 2013-му, сообщала компания в феврале 2015 года.

При этом, как подсчитало аналитическое агентство, входящее в DSM Group,по объему аптечных продаж Bayer занял 3-е место после швейцарской Novartis и французской Sanofi: его выручка в этом сегменте составила около €424 млн (примерно 24,9 млрд руб.), что соответствует 4,9% данного рынка. Самыми популярными препаратами Bayer на российском рынке считаются дерматологический препарат «Бепантен» (продажи в 2014 году по сравнению с предыдущим годом выросли примерно на 35%), контрацептив «Джес» (+26%) и поливитамины «Супрадин» (+100%), отмечает DSM Group.

Весь фармрынок в России DSM оценила в 1,15 трлн руб. (рост приблизительно на 10% к 2013 году), при этом на государственный сегмент приходится меньше 20% продаж. Примерно 77% лекарств в денежном выражении, которые потребляются в России, производятся за рубежом.

В 2008 году было объявлено о том, что Bayer заключил с подмосковной компанией «Сотекс», входящей в холдинг «Протек», соглашение о выпуске рентгеноконтрастного препарата «Урографин». Как пояснили в Bayer, этот контракт касался лишь вторичной упаковки, сотрудничество продолжается и сейчас.

В ноябре 2012-го был также подписан договор с екатеринбургской компанией «Медсинтез»: на мощностях предприятия будут производиться антибиотик «Авелокс» на условиях полного цикла, а также упаковываться рентгенологические препараты «Магневист» и «Ультравист». С 2017 года планировалось производить последние два препарата полным циклом. Об этом в интервью Интерфаксу в феврале 2014-го заявляла прежний руководитель Bayer в России Вера Хан.

Запуск промпроизводства «Авелокса» был отложен на год: вместо октября 2014-го оно должно начаться в октябре 2015-го, рассказал РБК Хессманн. То есть по факту в 2014 году ни одной упаковки локализованного препарата Bayer в России продано не было.

«Медсинтез» и Bayer остаются стратегическими партнерами, первая коммерческая партия инфузионной формы «Авелокса» будет выпущена уже в этом году, подтвердил председатель совета директоров «Медсинтеза» Александр Петров.

«Я знаю, что они нашли нового партнера по организации полного цикла производства контрастных средств с работающей фармацевтической линией по их розливу. Для «Медсинтеза» строительство нового цеха и создание новой линии для производства контрастных средств в данный момент экономически невыгодно. При этом есть риски по импорту нового немецкого фармоборудования, так как часть его может трактоваться европейскими властями как продукция двойного назначения», — объяснил он.

Источник: DSM Group

Покупают российское

Локализация производства становится все более актуальной, учитывая последние изменения правил госзакупок, говорит сопредседатель Российской ассоциации фармацевтического маркетинга Герман Иноземцев.

В феврале 2015-го Минпромторг представил правительству законопроект об ограничении иностранных лекарственных препаратов в госзаказах: если на поставку есть две заявки и более от российских производителей, поставщики импорта к торгам допущены не будут.

Министерство также разработало проект постановления, который объясняет, что относить к российской продукции. В фармацевтике критерии разработать сложно, считает руководитель отраслевого отделения по фармацевтике и биотехнологиям «Деловой России» Захар Голант. Например, стоимость импортных лекарственных субстанций может достигать 80% в цене препарата.

Конкуренты Bayer — Novartis и Sanofi — уже производят свои товары в России. Так, Novartis с 2011 года строит в Петербурге с нуля завод мощностью 1,5 млрд таблеток в год, проект оценивается в $500 млн. В 2015-м планируется закончить стройку и получить все разрешения, а к 2018-му — локализовать до 70% портфеля препаратов (данные консультационно-анали​тического агентства Pharm CIS).

Sanofi в 2010 году купила за €280 млн контрольный пакет в «Биотон-Востоке», который производил инсулин в Орловской области. Там в 2011 году было запущено производство одноразовых инсулиновых шприц-ручек и других инсулиновых препаратов, а также заработали линии по упаковке онкологических продуктов Sanofi. В 2013-м завод выведен на полный цикл производства. Руководство завода заявляло, что этой мощности хватит на обеспечение всех стран СНГ препаратами инсулина от Sanofi.

При участии Елены Мязиной

Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим