Минпромторг оценит возможность ввода пошлин на погрузчики и оружие из ЕС
Они могут стать ответом на защитные меры европейских рынков от дешевой стали из РоссииВ Минпромторге проанализируют возможность повышения пошлин на сельскохозяйственную и промышленную технику, пассажирские самолеты вместимостью 90 и 300 человек, спортивное оружие и ряд других товарных категорий, ввозимых из Евросоюза.
Это следует из сводных материалов структурных подразделений министерства. У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердил источник в крупной компании, ознакомившийся с ним. Источник, близкий к ведомству, сказал, что сводные материалы носят предварительный характер и подготовлены только для дальнейшего анализа.
Повышение или ввод новых пошлин могут стать одной из ответных мер на решение европейцев продлить на три года запретительные пошлины на российскую стальную продукцию.
В Минпромторге сообщили РБК, что сводные материалы «не имеют официального статуса» и сейчас не могут являться «актуальными или релевантными». В настоящее время каких-либо решений по существу вопроса не принято, официальная позиция ведомства по данному вопросу еще формируется, идет дискуссия с представителями отраслей, добавили там.
В министерстве не прокомментировали отдельные товарные категории, но подчеркнули, что не будут предлагать повышать пошлины на потребительские товары из ЕС (в сводных материалах фигурировали, в частности, дамские сумки, колготки, носки и ряд других товаров).
«При подготовке предложений (ответных мер. — РБК) в первую очередь мы исходим из недопущения роста цен на товары широкого потребления и обеспечения российских покупателей всем необходимым ассортиментным рядом товаров, — говорится в ответе пресс-службы Минпромторга. — Можем однозначно сказать, что предлагать повышение пошлин на потребительские и социально значимые товары, которые затрагивают интересы российских граждан, ведомство точно не будет». В ведомстве отдельно отметили, что окончательные предложения будут вырабатываться во взаимодействии с заинтересованными федеральными ведомствами.
Еврокомиссия в конце июня продлила действие заградительных пошлин на ввоз в регион стальной продукции еще на три года — до 30 июня 2024 года. Пошлины в размере 25%, которые вводятся после превышения установленных тарифных квот, действуют с 2019 года в отношении 26 категорий стальной продукции. Обоснованием для установления квот для российских поставщиков металла стало введение защитных пошлин на сталь и алюминий в США, что привело к значительному снижению импорта в эту страну и перераспределению металлов на другие рынки, в частности в Евросоюз.
В конце сентября стало известно, что свой список ответных мер разработало Минэкономразвития, в частности, в него вошли некоторые виды вин, пиво, духи, декоративная косметика, писали «Ведомости». Размер новых пошлин ведомство пока не определило.
Тогда представитель Минпромторга подтвердил, что прорабатывается целесообразность введения соответствующих ответных мер в отношении ЕС. «Такая ответная мера действительно может быть реализована в форме одностороннего повышения Россией ставок ввозных таможенных пошлин в отношении определенной продукции, импортируемой из ЕС, или в форме приостановления действия тарифных преференций в отношении ЕС», — поясняли в Минпромторге. По правилам ВТО Россия имеет право ввести балансирующие меры, которые будут предусматривать потери для европейских компаний в эквиваленте потерь российских экспортеров, подчеркивали в ведомстве.
Какие товары обсуждались в Минпромторге
В сводных материалах структурных подразделений Минпромторга, с которыми ознакомился РБК, речь шла об анализе 170 позиций торговой номенклатуры, поставляемых в Россию из Евросоюза, основные из которых:
- гражданские пассажирские самолеты вместимостью 90 и 300 человек. Предлагается обсудить возможность лишения их тарифной преференции и облагать ставкой 12,5% (сейчас для них действует нулевая пошлина). В число самолетов, способных перевозить до 300 пассажиров, попадают среднемагистральные самолеты производства Airbus и Boeing — основные воздушные суда в парках ведущих российских авиакомпаний. Ежегодно они получают несколько десятков таких машин. Российская промышленность пока серийно производит в этой размерности только самолеты Superjet (в базовой комплектации на 98 мест). Самолет МС-21-300 (на 160–211 мест) должен быть сертифицирован только в конце 2021 года. Но Минтранс и Росавиация предполагают, что если самолеты иностранного производства компании будут регистрировать в России после 1 января 2023 года, то такие машины не будут облагаться пошлинами. А самолеты на 90 мест менее популярны в России — ежегодно ввозится несколько штук;
- кроме того, предлагалось проанализировать возможность повышения пошлин на колготки, чулки и носки с 5 до 20%, дамские и мужские сумки — с 12,5 до 20%, обувь — в три раза — с €0,34–1,5 до €1–5 за пару. Но в итоге Минпромторг решил не предлагать повышение пошлин на потребительские товары;
- огнестрельное оружие (включая спортивные ружья и винтовки) — с 12 до 18%;
- на легковые автомобили с объемом двигателя более 1,8 тыс. куб. см (в России самые популярные модели с меньшим объемом двигателя — до 1,6 тыс. куб. см) — с 15 до 30%, на легковые автомобили, предназначенные для медицинских целей, — с 0 до 35%;
- на холодильное оборудование (в том числе для пивоваренной промышленности) — с 0 до 20%;
- на сельскохозяйственные машины и оборудование — с 0 до 20%, на ленточные конвейеры — с 0 до 15%, на проходческие машины для добычи угля — с 2 до 20%, на вилочные погрузчики (вид специального складского напольного транспорта, предназначенного для поднятия, перемещения, разгрузки, погрузки, складирования паллет, поддонов и других различных грузов при помощи вил или других рабочих приспособлений) — с 5 до 20%.
«Если получим [подобные предложения из Минпромторга], вопрос в установленном порядке будет рассмотрен на подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции», — сообщили в пресс-службе Минэкономразвития. Федеральный чиновник добавляет, что речь пока идет о межведомственной проработке вопроса, никакие решения не согласованы, и потенциальные меры в любом случае предстоит обсуждать на рабочих группах подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию.
РБК направил запрос в Еврокомиссию.
Насколько вероятно введение новых пошлин в России
По расчетам Минпромторга, по трем категориям товаров — конвейеры, проходческие машины и погрузчики — в 2020 году импорт из ЕС был значительным в денежном выражении. Так, ленточных конвейеров ввезли на $214 млн, проходческих машин — на $134 млн и вилочных погрузчиков — на $262 млн. Таким образом, в целом на эти три категории приходился импорт на более $610 млн, что сопоставимо с потерями российских металлургов. По оценке экспертов Минэкономразвития, годовые потери российских экспортеров из-за специальной защитной меры по стали составляют около $750 млн.
В соответствии с нормами ВТО Евросоюз может предложить России компенсацию возникающих у нее потерь, и только если ЕС откажется от предоставления такой компенсации, Россия вправе ввести балансирующие меры — ответные пошлины на европейские товары, сказал РБК экс-директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития, завкафедрой торговой политики Высшей школы экономики Максим Медведков. По его словам, будет логичнее договориться о той уступке со стороны ЕС в той части, которая «была бы для российских металлургов интересна» (это может быть, например, отмена каких-то антидемпинговых европейских мер в отношении российских товаров). Если же этого не получится, тогда целесообразно вводить меры, которые пойдут на пользу той отрасли, которая пострадала, добавил эксперт.
Балансирующие меры, которые вправе будет вести Россия, если со стороны ЕС не последует добровольных торговых уступок, могут быть сконструированы таким образом, чтобы навязать европейским экспортерам потери в пределах оценочных потерь России, то есть они могут быть и меньше, уточнил Медведков. Но введение балансирующих мер в общем виде проблематично, потому что они должны быть гармонизированы с правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — «в принципе мы должны получить согласие всех, если мы твердо придерживаемся буквы правил ЕАЭС», указал эксперт.