Бизнес, 15 ноя 2022, 11:47

«Якутия» каннибализировала два самолета Superjet

Два из четырех полученных от ГТЛК «суперджетов» больше года разукомплектованы и находятся не в состоянии летной годности. Лизингодатель планирует расторгнуть договоры аренды и изъять воздушные суда у «Якутии»
Читать в полной версии
Фото: Илья Наймушин / РИА Новости

Авиакомпания «Якутия» каннибализировала (разобрала до нерабочего состояния) два из четырех самолетов Superjet 100. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), от которой «Якутия» получила самолеты в лизинг.

Специалисты лизинговой компании и независимый технический эксперт провели внеочередной мониторинг состояния воздушных судов. Выяснилось, что на самолетах отсутствуют маршевые силовые установки и «ряд других ключевых агрегатов» и в таком состоянии «суперджеты» находятся уже больше года, рассказал один из источников. Представитель лизинговой компании подтвердил, что из четырех SSJ100 «два находятся в неисправном состоянии и разукомплектованы».

После проверки ГТЛК обратилась за экспертной оценкой к авиакомпании «Иркут», которая производит SSJ100, и Объединенной двигателестроительной корпорации. Там ответили, что в условиях санкций восстановить самолеты пока «не представляется возможным». Как отмечает издание, российско-французская PowerJet перестала выпускать и обслуживать двигатели для этой модели еще в марте, а отечественный двигатель от «ОДК-Сатурн» пока не сертифицирован.

По данным издания, ГТЛК планирует изъять воздушные суда у перевозчика после того, как договоры аренды будут расторгнуты на корпоративном уровне. Представитель ГТЛК подтвердил «Ведомостям», что договоры аренды самолетов не в состоянии летной годности планируются к расторжению. Он отметил, что задолженность «Якутии» перед лизингодателем достигла 1,6 млрд руб. и компания осуществляет текущие платежи лишь частично, хотя в 2021–2022 году ей были выделены субсидии из регионального бюджета: 1,5 млрд руб. на поддержание летной годности машин и 500 млн — на возмещение затрат по лизинговым платежам.

Представитель «Ростеха» заявил изданию, что «проблемы в данном случае на стороне авиакомпании».

7 ноября «Коммерсантъ» писал, что ГТЛК собирается в одностороннем порядке расторгнуть лизинговые контракты на SSJ с «Якутией» из-за «нарушений платежной дисциплины» и уже предложила несколько самолетов другим авиакомпаниям. В якутском правительстве РБК в ответ на просьбу прокомментировать эту публикацию заявили, что «Якутия» и ГТЛК предварительно согласовали график реструктуризации задолженности по лизингу SSJ100. «Сегодня два воздушных судна SSJ100 авиакомпании «Якутия» активно участвуют в выполнении программы субсидированных авиаперевозок единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» и обеспечивают более 40% ее объемов. В I квартале 2023 года планируется включение в работу еще одного воздушного судна SSJ100», — добавили власти. Позиция правительства заключается в необходимости сохранения «суперджетов» в парке авиакомпании: она «единственная на Дальнем Востоке имеет необходимый опыт обслуживания и эксплуатации воздушных судов SSJ100».

В правительстве также сообщили, что просят федеральные власти о государственной поддержке, чтобы компенсировать расходы лизингодателей за периоды простоев воздушных судов из-за технических неисправностей.

РБК направил запросы в пресс-службы Минпромторга, Минтранса, ГТЛК, а также гендиректору «Якутии» Андрею Винокурову.

По словам одного из источников «Ведомостей», лизингодатель прежде уже выявлял проблемы с обслуживанием самолетов «Якутии»: в 2020 году компания вместо того, чтобы обратиться к производителю для замены стекла в кабине пилотов, «скорее всего, решила выполнить работы своими силами». «В итоге, видимо, забыли поставить на место заглушки — и борт залило дождем», — рассказал собеседник газеты.

Один из источников говорит, что у «Якутии» неисправны не только «суперджеты», но и вообще 80% парка самолетов. На сайте перевозчика указано, что он эксплуатирует более 20 самолетов западного и российского производства, но, по данным Росавиации на ноябрь 2022 года, у «Якутии» всего 15 самолетов: четыре SSJ100 от ГТЛК, один от «ВЭБ-лизинга» (утратил летную годность после жесткой посадки в 2018 году), три B737-700, три B737-800 и четыре Bombardier Dash 8-Q300.

В 2021 году Минпромторг и ГТЛК допускали изъятие у «Якутии» самолетов Superjet, так как на протяжении нескольких лет обслуживание самолетов не осуществлялось своевременно.

Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам