Война санкций, 16 янв 2015, 16:10

В Abbott подтвердили рекомендации сотрудникам соблюдать санкционный режим

Американская Abbott, которая в декабре закрыла сделку по покупке российского фармпроизводителя «Верофарм», предложила сотрудникам его завода в Воронеже подписать внутрикорпоративный документ с обязательством соблюдать режим антироссийских санкций, введенный США и странами Евросоюза. В российском офисе Abbott утверждают, что это касается только бизнес-связей самой компании и не создаст проблем для сотрудников
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

О том, что сотрудникам Воронежского химико-фармацевтический завода, принадлежещего «Верофарму», предложено подписать обязательство о соблюдении режима антироссийских санкций, сообщил депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Олег Пахолков. По его словам, к нему обратились сотрудники завода, предоставившие копию внутрикорпоративного документа, согласно которому они должны поддержать санкции против целого ряда российских компаний, среди которых – Банк Москвы, Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Газпромбанк, «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Ростех» и другие. Работники опасаются, что, например, открытие счета в Сбербанке или ВТБ, заправка на АЗС «Роснефти» или ЛУКОЙЛа может быть расценено как нарушение корпоративной этики и повлечь увольнение или штраф. Хотя в документе не содержится прямых запретов на пользование услугами перечисленных компаний, подобный документ может использоваться как инструмент давления на сотрудников, считает Пахолков.​​

Документ является приложением к новому трудовому договору, который сотрудники воронежского завода подписывают в связи с приходом нового собственника. В середине декабря прошлого года Abbott выкупила 98,3% акций «Верофарма» (по оценке DSM Group, четвертый по продажам производитель лекарств в стране), подконтрольного банкиру Роману Авдееву. Теперь ей принадлежат три российских завода – в Воронеже, Белгороде и Покрове. Abbott работает в более чем 150 странах, по всему миру у нее около 69 тыс. сотрудников, только в российском филиале – 1,4 тыс.

«В конце декабря менеджерам «Верофарма» раздали новые трудовые соглашения на 200 страниц, чтобы на праздниках они могли ознакомиться с ними и подписать, – говорит помощник Пахолкова Дмитрий Носков. – Пять страниц этого документа, в которых речь идет о санкциях, вызвали у людей вопросы. Однако, опасаясь увольнения, все подписали этот документ».

«Как международная компания Abbott обязана соблюдать все применимые законы РФ, а равно международное право и иное применимое законодательство, и компания регулярно информирует об этом всех своих сотрудников, – объясняет представитель Abbott Ирина Гущина. – После того как сотрудники «Верофарма» присоединились к Abbott, им была предоставлена эта информация для служебного пользования, она никак не затрагивает личную жизнь сотрудников».

Приложение к договору составлено отделом корпоративной этики Abbott и утверждено 17 ноября 2014 года (копия есть у РБК). В нем содержится информация о введении санкций против ряда российских компаний в связи с «действиями российского руководства про дестабилизации ситуации на Украине» и содержится рекомендация «проявлять осмотрительность» при ведении операций в рамках бизнеса компании. В частности, всем подразделениям российского Abbott предлагается пересмотреть весь список клиентов и контрагентов на предмет выявления компаний, находящихся под санкционными ограничениями. При обнаружении фактов подобного сотрудничества предлагается обращаться в юридический отдел компании за дальнейшими консультациями. В инструкции содержится директива, предписывающая включать в новые договоры пункты, подтверждающие, что партнер компании, его собственники и руководители не находятся в санкционных списках США и ЕС, а также пункт, позволяющий Abbott расторгнуть договор в случае применения санкций к контрагенту.

В приемной Пахолкова отметили, что направили в среду запросы в прокуратуру и трудовую инспекцию, чтобы они дали оценку происходящему. Получить комментарий в Генпрокуратуре пока не удалось.

Руководитель юридической службы СРО НП «Межрегиональный союз проектировщиков» Мария Деревянко не усматривает в действиях Abbott нарушения трудового законодательства: «Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, то есть свободное волеизъявление обеих сторон». Партнер юридической компании «Деловой фарватер» Роман Терехин уверен, что любой запрет для граждан России воспользоваться услугами компаний, легально работающих в стране, будет признан неправомерным: «Ограничить россиян никто не может, в противном случае такое действие будет оспорено в суде. Я думаю, что суд может показательно назначить большое наказание компании, чтобы другим неповадно было».

В нескольких американских и европейских компаниях, работающих на российским рынке, заявили, что не предлагают своим сотрудникам подписывать какие-либо документы, предусматривающие соблюдение режима санкций против России. Представитель французской компании Danone России Олеся Леонтьева отметила, что в связи с санкциями никаких изменений в трудовых соглашениях не было. Так же ответили представитель американской PepsiCo Марина Зибарева, сотрудники немецкой Metro и французской Auchan. Действия Abbott они комментировать отказались.

Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
Компания не готова к IPO: как это понять с помощью юридической проверки
Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает