Бизнес, 16 янв 2017, 18:04

«Транснефть» заявила об ограничении приема нефти на НПЗ «Роснефти»

«Транснефть», с которой «Роснефть» до сих пор не заключила контракт на транспортировку нефти в 2017 году, обвинила нефтяную компанию в невыполнении обязательств по приему сырья на одном из НПЗ. «Роснефть» винит погодные условия
Читать в полной версии
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов «Роснефти» — Туапсинский НПЗ — с вечера пятницы, 13 января, до утра воскресенья, 15 января, ограничил прием нефти из трубопроводной системы «Транснефти», сообщил журналистам советник президента трубопроводной компании Игорь Демин. По его словам, причина в том, что завод не успевает вывозить готовую продукцию (бензин и другие нефтепродукты).

Туапсинский НПЗ мощностью 12 млн т нефти в год эксплуатируется с 1929 года (завод модернизировался больше десяти лет — с 2005 по 2015 год). Это один из девяти крупных НПЗ «Роснефти». С октября 2016 года нефтяная компания контролирует еще три завода в Уфе, принадлежащих «Башнефти» (у «Роснефти» — 50,08% «Башнефти»). ​

Представитель «Транснефти» уточнил, что в дочернюю структуру «Транснефти» — ПСП (приемно-сдаточный пункт) «Заречье» — 13 января поступила телефонограмма от диспетчера Туапсинского НПЗ Е. Гуни о том, что «в связи с ограниченной свободной емкостью под нефтепродукты и нефть возможность приема нефти с 13 по 15 января по ПСП «Заречье» составляет по 18,3 тыс. т в сутки» (копия телефонограммы есть у РБК).

«Туапсинский НПЗ в связи с неблагоприятными погодными условиями по отгрузке нефтепродуктов на танкеры в порту Туапсе и заполнением резервуаров в середине дня в пятницу, 13 января, уведомил приемно-сдаточный пункт «Заречье» о возможном сокращении приема нефти заводом по трубопроводу Тихорецк — Туапсе. Однако уже в 8:00 утра 14 января представители НПЗ сообщили «Заречью» о том, что завод готов принимать сырье в обычном режиме, необходимости в ограничении объема подачи нефти больше нет», — сказал РБК представитель «Роснефти». Он уточнил, что компания получила ответ, что из-за регламентных работ «Транснефти» ограничение будет действовать до конца дня 14 января».

«В диспетчерской «Транснефти» зарегистрирована только одна телефонограмма от Туапсинского НПЗ от 13 января. Работа в выходные велась по сокращенной программе поставок», — ответил РБК Демин.

Генеральный директор компании «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов объясняет РБК, что проблемы с погрузкой нефти из-за невывоза нефтепродуктов зимой часто случаются на различных НПЗ. Наиболее частая причина — нехватка вагонов на РЖД или штормы в портах. Иногда это связано с проблемами логистики или продажи нефтепродуктов по желательным поставщикам ценам. По его словам, ограничение приема нефти на Туапсинский НПЗ не приведет к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке, так как этот завод по большей части отправляет продукцию на экспорт.

На НПЗ других компаний также бывают проблемы с ограничением приема нефти из трубопроводов, уточнил Демин. «В частности, в ноябре 2016 года они наблюдались на Новошахтинском НПЗ (им владеет компания «Юг Руси», подконтрольная Сергею Кислову. — РБК). На заводах других компаний могут ломаться гидроустановки, на время их ремонта компании предупреждают об ограничении приема сырья. Но НПЗ «Роснефти» выделяются на общем фоне не в лучшую сторону», — добавил он. Нефтеперерабатывающие заводы обычно ограничивают прием нефти по двум причинам: плановые или внеплановые ремонты оборудования или скопившийся объем нефтепродуктов, которые трудно реализовать в срок, рассказал РБК собеседник в Независимой нефтяной компании, принадлежащей экс-президенту «Роснефти» Эдуарду Худайнатову.

В четверг, 12 января, «Транснефть» сообщала об ограничении приема сырья Новокуйбышевским НПЗ «Роснефти», из-за того что компания не вывозит готовую продукцию. Тогда ограничение длилось не менее трех суток. «Роснефть» объясняла проблемы с отгрузкой на этом заводе штормами в порту Туапсе.

В конце 2016 года «Роснефть» не заключила с «Транснефтью» договор о прокачке нефти на 2017 год, заявил 28 декабря советник президента «Транснефти» Игорь Демин. Тогда же стало известно, что «Роснефть» начала тяжбу с трубопроводной монополией, направив в Арбитражный суд Москвы заявление об обеспечительных мерах, которые запрещают «Транснефти» прекращать с 1 января 2017 года транспортировку нефти «Роснефти» или сокращать ее объемы. Но «Транснефть» сочла неправомерными эти обеспечительные меры и решила оспорить их в Верховном суде, заявил 13 января президент компании-транспортировщика Николай Токарев.

Жалоба в правительство

«Роснефть» пожаловалась в правительство на тариф «Транснефти» в направлении Казахстана, рассказал в пятницу, 13 января, Николай Токарев (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, «Транснефть» считает недовольство необоснованным. По словам Токарева, стоимость прокачки увеличилась примерно на 280 руб. за тонну. Прокачав в 2017 году 10 млн т нефти через Казахстан в Китай по контракту с CNPC, «Роснефть» дополнительно заплатит около 2,8 млрд руб., пишут «Ведомости», уточняя, что дополнительные поставки включают нефть «Башнефти» с высоким содержанием серы. Собственные потери из-за транспортировки дополнительных 3 млн т нефти через Казахстан (транспортное плечо в этом случае короче) «Транснефть» оценивает в 1,5 млрд руб., сказал Токарев.

Pro
Чат-бот в каждый дом: зачем бигтехам масштабная ИИ-революция
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Ребрендинг: когда можно обойтись без смены айдентики
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Зачем Amazon запускает сверхдешевый магазин для зумеров
Pro
Как любовь к видеоиграм в детстве помогает взрослым с карьерой
Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок