Бизнес, 16 мар 2018, 15:19

Табак на $1,6 млрд: как Japan Tobacco объявила о покупке компании Саввиди

«Донской табак», принадлежащий семье Ивана Саввиди, признал невозможность дальнейшего развития «вне международной табачной корпорации» — этот крупный отечественный производитель сигарет будет продан Japan Tobacco за $1,6 млрд
Читать в полной версии
Фото: Toru Hanai / Reuters

​О достигнутом соглашении купить 100% группы «Донской табак» Japan Tobacco объявила в пятницу, 16 марта. Сделка, которая будет закрыта в течение 2018 года, позволит японской компании укрепить свою позицию игрока номер один в России.

По итогам 2017 года рыночная доля Japan Tobacco (бренды Winston, Camel, Sobranie, Glamour, «Русский стиль», «Петр I» и др.) в натуральном выражении, по данным Nielsen, составила 33,2%. У Philip Morris International (Marlboro, Parliament, Bond Street и др.) — 27,1%, у British American Tobacco (Kent, Vogue, Rothmans и др.) — 22,5%. «Донской табак» занимает четвертое место с долей 6,7%. Другие российские производители сигарет — Балтийская табачная фабрика (сигареты Modern, «Ростовские»), Погарская табачная фабрика (бренды «Прима», «Астра», «Казбек») и пр. — в совокупности производят не более 2–3% всех выпускаемых в стране сигарет.

«Донской табак» оценен в 90 млрд руб., или почти $1,6 млрд. Выручка базирующего в Ростове-на-Дону производителя в 2017 году, по информации Japan Tobacco, — 15,8 млрд руб. ($278 млн), операционная прибыль — почти 3,5 млрд руб. ($61 млн), чистая прибыль — 1,9 млрд руб. ($33 млн).

Japan Tobacco свои финансовые показатели отдельно по России не раскрывает. Но в целом в странах СНГ, а также в Румынии в 2017 году ее выручка без учета курсовых разниц составила $2,4 млрд, или 140 млрд руб., по среднему курсу за прошлый год; объем выпущенной продукции достиг 133 млрд сигарет.

Фактического продавца «Донского табака» Japan Tobacco не назвала. Владельцем головного для предприятия ООО «Агроком Холдинг», по данным ЕГРЮЛ на август 2017 года, является Киряки Саввиди — жена президента «Агрокома» Ивана Саввиди.

Кто такой Иван Саввиди

Российский предприниматель греческого происхождения Иван Саввиди основал группу «Агроком» в 2004 году. Помимо табачного бизнеса она владеет мясным комплексом «Тавр», тепличным и рыбоводческим комплексом, а также двумя заводами по изготовлению пищевой упаковки и производству бутилированной воды «Аква-Дон».

В 2003 и 2007 годах Саввиди дважды избирался в Госдуму от фракции «Единая Россия». В поданной в Госдуму в 2007 году декларации Иван Саввиди, на тот момент акционер ОАО «Донской табак», указал, что его общий доход за предыдущий год составил почти 1,3 млн руб., а на счетах в банках и иных коммерческих организациях находится более 4,2 млн руб.

В 2012 году Саввиди приобрел контрольный пакет акций греческого футбольного клуба ПАОК.

Табачок вниз

Переговоры и подготовка к сделке с Japan Tobacco заняли больше года, сообщил гендиректор группы «Агроком» Сергей Сапотницкий. Продажу бизнеса он объяснил «объективными обстоятельствами» — падением производства сигарет, ужесточением регулирования и акцизной политики, ростом серого рынка. «Стало очевидным, что возможности для развития отдельного табачного предприятия вне крупной международной табачной корпорации год от года сокращаются», — признал Сапотницкий.

Производство сигарет в России снижается несколько лет подряд, при этом отрицательная динамика усиливается: до 2017 года падение в натуральном выражении составляло до 5% в год, в прошлом году производство сигарет упало, по данным Росстата, сразу на 26%, до 246 млрд штук сигарет. Japan Tobacco в своей отчетности сообщает о падении производства в натуральном выражении в 2017 году в России на 5%, не уточняя абсолютные значения.

С 2009 года объем рынка снизился на 40%, говорит главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев. По его словам, сравнимые падения производства были в стране только в 1917–1918 и в 1941–1944 годах. Причины спада — политика государства по борьбе с курением, повышение акцизов и, как следствие, рост цен на сигареты.

С 2010 года в России реализуется так называемая антитабачная концепция («Концепция осуществления госполитики противодействия потреблению табака»), в рамках которой введен ряд ограничений для потребителей табака. Это позволило, по данным Минздрава, снизить долю курящих россиян с 39 до 31%. В октябре 2017 года в правительство была внесена новая концепция, которая предусматривает введение новых запретов для курильщиков и табачных компаний, что должно, по замыслу властей, снизить число курящих в стране до 25% к 2022 году.

Что предлагает Минздрав

Авторы новой антитабачной концепции планируют ввести стандартизированные «обезличенные» упаковки для сигарет, запретить использование вейпов в ресторанах, а также вкусовых добавок в обычных сигаретах. Кроме того, Минздрав считает необходимым повысить акцизы на сигареты и на вейпы. В последней редакции концепции конкретные цифры не назывались. Но, как отмечалось в проекте, ВОЗ рекомендует увеличение акцизов на табачные изделия до 70% от розничной цены. В России в 2016 году этот показатель составлял лишь 41%. Предполагалось, что документ будет принят в 2017 году, однако до настоящего времени он не прошел согласование.

Акцизы на сигареты повышаются практически каждый год. По оценкам «Русского табака», с 1998 года сборы табачного акциза выросли в России почти в 300 раз. Обычно акцизы поднимаются с 1 января, но в этом году это произойдет летом. До 30 июня будет действовать ставка 1562 руб. за 1 тыс. сигарет плюс 14,5% расчетной стоимости, 1 июля она увеличится на 10% — до 1718 руб. В 2019 году акцизы предлагается увеличить до 1890 руб. за 1 тыс. штук, в 2020-м — до 1966 руб.

Рост акцизов приводит к увеличению цен (по данным Nielsen, средняя цена пачки сигарет в рознице в 2016 году составляла 80 руб., в 2017 году — уже 93 руб.) и, соответственно, росту доли нелегальных сигарет, главное преимущество которых — низкая цена, говорят эксперты и игроки рынка.

Доля нелегальных сигарет в третьем квартале 2017 года составила, по оценке Nielsen, 4,5% от общего объема сигарет, потребляемых в России, за год увеличившись почти вдвое — осенью 2016-го этот показатель равнялся 2,5%. Как отмечали ранее представители табачных компаний, 4,5% рынка — это больше 10 млрд штук сигарет, легальное производство которых могло бы принести государству более 30 млрд руб. налогов. Всего в 2017 году в федеральный бюджет поступило около 400 млрд руб. налогов от табачной отрасли.

Табачная альтернатива

Параллельно со снижением производства сигарет в России растет популярность альтернативных курительных средств — вейпов и электронных средств нагревания табака. Первый подобный продукт запустила в России компания Philip Morris International (PMI) — в 2015 году она выпустила на рынок продукт iQOS. В 2017 году свои аналоги выпустили и ее конкуренты — JTI (электронные сигареты Logic Pro) и BAT (устройство Glo). По данным Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем, в России сегодня насчитывается более 1,5 млн пользователей разных электронных устройств для курения (около 5% всех российских курильщиков). Рост популярности таких устройств — мировая тенденция. Главный исполнительный директор Philip Morris Андре Каланцопулос ранее даже допускал прекращение продаж сигарет.

По данным Euromonitor, в 2016 году продажи разнообразных электронных систем доставки никотина в мире достигли $12 млрд, впервые превысив долю в 10% рынка в денежном выражении. В то же время крупнейшие антитабачные организации — Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирный фонд борьбы с заболеваниями легких — в своих последних исследованиях отмечают, что, несмотря на жесткие антитабачные меры, принятые во многих странах, глобальное потребление табачных изделий не снижается и даже продолжает расти. Снижение потребления сигарет в экономически развитых странах и некоторых крупных развивающихся странах (к примеру, Бразилии) нивелируется за счет роста потребления в странах Индокитая, Северной Африки и Ближнего Востока.

Будущее за дешевым

Представители международных табачных компаний отказались комментировать новое приобретение Japan Tobacco.

Максим Королев считает, что $1,6 млрд — «хорошая цена за актив, который поможет Japan Tobacco оптимизировать портфель и увеличить его за счет сильных брендов в низкоценовом сегменте». При действующем сегодня запрете на маркетинг и открытую выкладку компания может улучшить свои позиции только за счет покупки готовых сильных брендов, уточняет эксперт. На рынке существует тенденция к переходу потребителей на более дешевые сигареты, подтверждает старший аналитик инвесткомпании «Фридом Финанс» Вадим Меркулов, приводя следующий пример: продажи премиальных брендов Philip Morris International в 2017 году снизились на 4%, в то время как продажи в низкоценовом сегменте выросли на 35%.

Переход «Донского табака» под контроль иностранной компании позволит «очистить» рынок и сделать его более прозрачным, уверен Королев. Он утверждает, что на прилавки зачастую попадает продукция «Донского табака» без акцизных марок: предназначенные на экспорт сигареты могли «возвращаться» по реэкспортным схемам из Абхазии и Приднестровья, что будет уже невозможно при новом собственнике.

На юге России действительно встречается продукция предприятия без акцизных марок, признает представитель «Донского табака». Но, по его словам, ​это связано с ослаблением таможенного контроля после событий на Украине. Кроме того, недорогие бренды «Донского табака» часто подделывают, отмечает собеседник РБК.

В 2013 году Japan Tоbacco и Philip Morris International купили по 20% дистрибьютора сигарет «Мегаполис», заплатив за него по $750 млн каждая. На тот момент «Мегаполис» осуществлял дистрибуцию порядка 70% всех сигарет, продаваемых в России. «Мегаполис» в 2017 году обеспечил 11,6% всей консолидированной выручки Japan Tоbacco (более 248 млрд иен, или 129 млрд руб.), указано в отчетности компании. До сих пор продукция «Донского табака» в портфель «Мегаполиса» не входила. Будет ли дистрибьютор продавать сигареты ростовской компании после сделки с Japan Tоbacco, представитель «Мегаполиса» уточнить отказался.

Как российский табачный рынок стал иностранным

В первое десятилетие после распада Советского Союза в страну пришли крупнейшие международные гиганты, которые приобрели большую часть российских предприятий по производству сигарет. Первой поменяла собственника петербургская фабрика имени Урицкого на Васильевском острове: в 1992 году завод купила американская корпорация RJR и переименовала его в «Р. Дж. Р. Петро» (RJR). В 1999 году RJR была поглощена японским табачным концерном Japan Tobacco и получила название «Петро».

В 1993 году Philip Morris International купила контрольный пакет «Краснодартабакпрома» и переименовала его в «Филип Моррис Кубань». В 1994 году иностранных владельцев обрела знаменитая столичная фабрика «Ява» — 90% акций предприятия скупила British American Tobacco. В 2000 году «Liggett-Дукат» купила британская корпорация Gallaher, которая позднее вошла в состав Japan Tobacco.

В 2004 году французская компания Altadis приобрела ярославскую табачную фабрику «Балканская звезда». Сумма сделки составила около $200 млн. Впоследствии французского производителя вместе с российскими активами купила компания Imperial Tobacco.

Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как сохранить свежий вид кожи в разгар предновогоднего стресса
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как будут меняться госзакупки в 2025 году: даты и тренды