Бизнес, 16 мар 2021, 08:00

Бизнес в пандемию нарастил привлечение денег в обмен на долги клиентов

В пандемию в России существенно вырос рынок факторинга — привлечения бизнесом финансирования в обмен на долги контрагентов. Объем средств, полученных компаниями таким путем, вырос за пандемийный 2020 год более чем на 700 млрд руб.
Читать в полной версии
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Объем выплаченного факторингового финансирования, то есть средств, предоставленных компаниям в обмен на уступку прав денежных требований к их контрагентам, в 2020 году вырос на 24%, с 3,112 трлн руб. годом ранее до 3,867 трлн руб., свидетельствуют результаты исследования рейтингового агентства НКР. Для сравнения: в 2020 году, по данным ЦБ, малому и среднему бизнесу было выдано кредитов на 7,5 трлн руб.

Из 3,867 трлн руб. почти три четверти сделок — 74% — приходится на сделки без регресса (то есть такие сделки, при которых риски невыплаты долгов контрагентов бизнеса берет на себя факторинговая компания).

Подробнее о динамике рынка факторинга в коронакризисном 2020 году читайте в материале РБК Pro.

Пик спроса на факторинг пришелся на конец года — в четвертом квартале было выплачено 37% от всего объема финансирования за год. По итогам года общий портфель факторинговых компаний вырос на 37%, до рекордных 1,1 трлн руб. Портфель рос за счет финансирования представителей химии и нефтехимии, производителей машин и оборудования, а также добывающих компаний. В целом они обеспечили 56% годового прироста портфеля (167 млрд руб.).

Годом ранее рост финансирования составил лишь 18%. НКР связывает ускорение роста рынка факторинга с удлинением сроков оплаты компаниям-поставщикам из-за сокращения выручки и аналогичных задержек платежей у их контрагентов. Общая кредиторская задолженность компаний в 2020 году выросла на 11,5 трлн руб. (плюс 22%), дебиторская — на 10,7 трлн руб. (плюс 21%). По итогам 2021 года НКР прогнозирует рост факторинговых выплат на 17–20% — сохранение высоких темпов роста этого рынка авторы исследования связывают с медленным восстановлением экономики.

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику