Бизнес, 16 мар 2022, 09:30

Насколько Россия зависима от импортных лекарств. Инфографика

Три международные фармацевтические компании заявили о сокращении инвестиций в Россию. Что представляет собой отечественный рынок лекарств, много ли производится оригинальных препаратов и как они дорожают — в инфографике РБК
Читать в полной версии
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

В понедельник, 14 марта, немецкая Bayer и американская Pfizer первыми из крупнейших глобальных фармацевтических производителей объявили о приостановке своих инвестиций в России. Это означает, что компании временно не будут вкладывать в России в маркетинг, работу местных поставщиков, а также новые клинические исследования с участием россиян. 

Днем позже к ним присоединилась американская Eli Lilly, но помимо сокращения инвестиций она также прекратит экспорт не жизненно необходимых лекарств. Какие из них войдут в перечень, компания не уточнила. 

 В отличие от других иностранных компаний потребительского сектора, которые прекращают операции, закрывают розницу и сужают ассортимент продукции, Bayer и американская Pfizer продолжат поставки препаратов на российский рынок. Ранее в передаче CBS News гендиректор Pfizer Ричард Бурла напомнил, что зачастую торговые ограничения исключают фармацевтические препараты по гуманитарным причинам: «Как можно говорить о том, что я не собираюсь поставлять онколекарства россиянам из-за того, что они сделали». 

Дело не только в этике, но и в абсолютном прагматизме, считает гендиректор консалтинговой компании DSM Group Сергей Шуляк. «Большинство иностранных игроков — публичные компании, и потеря любого из рынков приведет к снижению стоимости акций», — полагает эксперт.

Что важно знать про отечественный фармацевтический рынок — разбирался РБК.

Насколько высок уровень локализации

Высокий уровень локализации, по мнению директора по развитию RNC Rharma Николая Беспалова, это стабилизирующий элемент рынка — компании имеют определенные запасы сырья и компонентов и могут гибко реагировать на спрос.

В последние недели аптеки столкнулись с ажиотажным спросом, к которому не была готова ни розница, ни логистические мощности производителей. Некоторые пациенты сталкиваются с дефицитом лекарств в аптеках, сообщила «Интерфаксу» исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева.

Спрос, по данным RNC Rharma, вырос в десятки, а на некоторые позиции и в сотни раз. Это очень стрессовая ситуация, логистика просто не готова к таким нагрузкам, добавляет Беспалов.

Как много в России производится оригинальных препаратов

Сергей Шуляк считает, что большая доля дженериковых препаратов в большой степени плюс для отрасли — опасаться прекращения поставок или сложностей с наличием препаратов не стоит, они производятся разными компаниями в различных странах, в том числе и в России.

Большое количество как оригинальных, так и дженериковых препаратов дает большое преимущество российскому рынку, согласен Беспалов. По его словам, качество дженериков абсолютно сопоставимо с оригинальными препаратами, а их большое количество дает определенный резерв для замещения востребованного продукта.

Кто основные производители лекарств в России

В среднем стоимость отечественных фармацевтических препаратов в три раза ниже иностранных, указывает Беспалов, объясняя, почему в денежном выражении лидерами являются одни, преимущественно международные компании, в натуральном — другие, преимущественно отечественные.

Не всегда цена препарата отражает высокую стоимость разработки, клинических исследований и производства лекарства, оговаривается Беспалов. В цену закладывается также дорогостоящая составляющая продвижения, добавляет эксперт.

Почему дорожают даже отечественные лекарства

Основная причина роста стоимости лекарственных препаратов, производящихся в России, — зависимость от иностранного сырья. По словам Беспалова, 85% контрактов на сырье оплачивается в валюте. Для синтеза субстанций на территории России нужны зарубежные интермедиаты, вспомогательные вещества, даже фольга и бумага для упаковки импортируется, объясняет Сергей Шуляк.

Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает