Бизнес, 16 июн 2021, 08:19

СМИ сообщили о росте биржевых цен на дизель до исторического максимума

Цены на дизтопливо на бирже выросли до рекордных показателей в России. Эксперты связывают это с ростом котировок в Северо-Западной Европе и не исключают корректировки демпфера по дизтопливу. В Минэнерго ситуацию считают стабильной
Читать в полной версии
Фото: Сергей Ермохин / ТАСС

Стоимость дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла максимума за всю историю торгов: с начала мая она выросла на 5%, до 52,6 тыс. руб. за тонну, пишет «Коммерсантъ».

Это связано с ростом котировок в Северо-Западной Европе до максимума с начала прошлого года и с недостаточным предложением топлива из-за проведения ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах в Астрахани, Ачинске, Антипино и Самаре, заявил редактор издания «Argus Моторное топливо России» Дмитрий Гончаренко.

Вопрос о росте цен на дизтопливо будет поднят на биржевом комитете Федеральной антимонопольной службы (ФАС) 16 июня, заявил вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов. По его словам, топлива не хватает из-за увеличения его потребления, а экспорт нефтяных компаний находится на высоком уровне. Фаттахов считает, что для стабилизации цен надо увеличить норматив биржевых продаж примерно в 1,5 раза либо вернуться к вопросу корректировки демпфера. Эту тему могут поднять в конце июня — начале июля, предположил глава «Петромаркета» Иван Хомутов.

Рост цен на дизтопливо приведет к подорожанию товаров, допускают опрошенные «Коммерсантом» участники рынка ретейла. По словам директора по логистике Decathlon в России Александра Шульца, несколько подрядчиков их компании уже повысили тарифы на перевозки. О росте стоимости перевозок также заявили в Wildberries.

Правительство в этом году обсуждало изменение демпфера по дизельному топливу, но в итоге механизм скорректировали только по бензину. «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщает, что вице-премьер Александр Новак готов повысить нормативы обязательных биржевых продаж по дизтопливу и бензину на 1 п.п., до 8,5 и 12% от производства. В Минфине отметили, что законопроект о корректировке демпфирующего механизма, который сейчас рассматривает Госдума, уже предусматривает его изменение с 2022 года.

В Минэнерго заявили, что рынок дизельного топлива стабилен, но на него влияет изменение цен на нефть и экспортных цен на рынках Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также рост спроса на фоне отпускного периода и ограничений по авиасообщению. По данным ведомства, в июне отгрузки дизтоплива в среднем на 4% выше, чем в 2019 году, — 108,5 тыс. т в сутки, а производство вдвое выше потребления. Как отметили в министерстве, основной потребитель дизельного топлива в России — это коммерческий сектор, а не розница, где нехватка исключена.

В случае больших потребностей внутреннего рынка в дизтопливе у правительства есть механизмы перенаправления экспортных объемов для удовлетворения внутреннего спроса, сообщили РБК в Минэнерго. Ведомство заявило, что контролирует график ремонта НПЗ, поэтому рисков локального недостатка топлива нет.

Министерство отметило, что одним из основных механизмов воздействия на рынок для недопущения изменения динамики конечных цен дизтоплива на АЗС выше инфляции остается работа демпферного механизма, компании продолжают получать выплаты за поставки на внутренний рынок. Ведомство вместе с ФАС следит за динамикой товарных поставок и их ценой. По данным Минэнерго, их рост с начала года не превышает накопленную динамику цен по бензинам.

В ФАС отметили повышенный спрос на внутреннем рынке, но указали, что резервы дизтоплива составляют максимум за последние годы. Ведомство заявило, что правительство прорабатывает дополнительные меры стабилизации цен на нефтепродукты.

В мае Российский топливный союз обратился к Новаку и попросил проработать варианты мер для снижения оптовых цен на бензин. В частности, объединение предлагало увеличить объем производства бензина и нормы продаж на бирже с 11 до 15%, а также временно ограничить экспорт топлива (до 1 октября). Минэнерго в ответ сообщило, что рассматривает мораторий на экспорт топлива как крайнюю меру, и заверило, что текущий уровень производства полностью удовлетворяет спрос на топливо. В ведомстве также заявили, что рост цен на бензин и дизельное топливо на биржах в прошлом месяце был некритичным и его удалось сдержать за счет корректировки демпферного механизма.

Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
В шаге от IPO: на какие компании обратить внимание до их выхода на биржу
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway