Бизнес, 16 ноя 2015, 17:25

Руководство АвтоВАЗа осталось без бонусов из-за плохих продаж Lada

АвтоВАЗ не выплачивал премии членам правления и снизил им зарплату из-за снижения продаж и роста убытка компании. В российской практике руководители предприятий не часто лишают бонусов из-за плохих результатов
Читать в полной версии
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

​​По итогам третьего квартала АвтоВАЗ не выплатил премии членам правления — это следует из квартальной отчетности компании по РСБУ. По итогам первого полугодия размер бонусов составил 31,7 млн руб., с тех пор цифра не менялась. Предприятие отказалось от премирования членов правления из-за снижения продаж Lada на 28,3% (до 203,5 тыс. автомобилей) и чистого убытка на 9,5 млрд руб. (рост показателя на 86,4%), пояснил представитель АвтоВАЗа.

В состав правления АвтоВАЗа входят 11 человек, в том числе президент компании Бу Андерссон. По итогам трех кварталов 2015 года члены исполнительного органа компании получили 237,2 млн руб. в виде зарплаты — в среднем по 21,6 млн руб. на каждого (2,4 млн руб. в месяц). В прошлом году за тот же период зарплата правления составила 217,6 млн руб. — на 9% меньше, чем в этом году. Но тогда состав правления был меньше — десять человек. Получается, что средний размер зарплаты на одного человека в этом году, напротив, снизился на 0,9%. Общий размер премий за девять месяцев 2014 года составил 111,5 млн руб.

По итогам второго квартала этого года членам правления премия выплачивалась, но она была сравнительно небольшой — 1,2 млн руб. на всех против 30,5 млн руб. в первом квартале. В первом полугодии падение продаж Lada составляло 27% (140,7 тыс. машин), но компания при этом сумела получить 729 млн руб. чистой прибыли.

Совокупные затраты АвтоВАЗа на выплату зарплат и премий членам правления за январь—сентябрь 2015 года снизились на 20,8%, до 268,9 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общие управленческие расходы в целом, наоборот, выросли на 4,4%, до 7 млрд руб.​

В России не так часто лишают бонусов членов правления из-за отсутствия или размытости KPI для исполнительного органа, отмечает управляющий партнер Executive Search Роман Тышковский. По мнению эксперта, АвтоВАЗ принял правильное решение: по сути, руководство взяло на себя ответственность за результаты компании. «Это особенно важно на фоне программы сокращения издержек АвтоВАЗа, которая приводит к сокращению персонала на предприятии», — добавил Тышковский.

Группа «Соллерс» также не выплачивала премий своему руководству за третий квартал 2015 года, следует из ее отчета по РСБУ. За первое полугодие уровень бонусов составил 61,1 млн — эта же цифра указана в отчете за девять месяцев. Убыток «Соллерс» за девять месяцев 2015 года составил 217,99 млн руб. против 52,3 млн руб. прибыли годом ранее.

Как испортились отношения главы «Ростеха» и президента АвтоВАЗа

«Надо вести себя гибче»

В начале ноября гендиректор ГК «Ростех» Сергей Чемезов впервые публично раскритиковал кадровую политику президента АвтоВАЗа Бу Андерссона. Главе госкорпорации не нравится, что увольнения на заводе проходят «по методу обрезания». «Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче», — заявил Чемезов.

В 2014 году Андерссон провел массовую чистку кадров на АвтоВАЗе: за год уволены были около 14 тыс. человек, или 20% штатной численности предприятия. В 2015 году под сокращения попали еще 1,1 тыс. работников, параллельно продолжались увольнения по соглашению сторон.

Пикеты в Тольятти

«Ростех», второй по величине акционер АвтоВАЗа, впервые открыто критикует работу Андерссона с момента его назначения генеральным директором автозавода в начале 2014 года. До сих пор топ-менеджера только хвалили.

Поводом для открытой критики послужили протестные акции работников АвтоВАЗа, пояснил РБК источник в «Ростехе». В Тольятти прошло уже несколько пикетов. Рабочие требуют прекращения увольнений, повышения зарплат и даже национализации автозавода. В начале ноября городские СМИ сообщили, что местная полиция готовится к массовым волнениям в городе. По их информации, в тольяттинское подразделение ОМОН, в частности, был доставлен бронированный «КамАЗ Штурм», оснащенный ковшом для прорыва через скопления людей и баррикады, а также двумя водометами.

 

Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов