Банк ВТБ продал Первую грузовую компанию
ВТБ продал Первую грузовую компанию (ПГК). Как сообщили в пресс-службе банка, он полностью вышел из капитала АО «Аврора Инвест», которое владело железнодорожным оператором с осени 2023 года.
«100% компании, которая изначально рассматривалась как инвестиционный актив, продано с хорошей прибылью для банка. Сделка закрыта», — уточнил представитель ВТБ, не раскрывая покупателя.
Сделку по продаже ПГК председатель правления ВТБ Андрей Костин анонсировал в начале декабря: «В этом году [ВТБ планирует сделку по продаже ПГК]. Обязательно. До конца года выйдем, да. Кому [банк продаст актив] — пока не могу сказать», — говорил он.
Ранее, в сентябре 2024 года, Костин, отвечая на вопросы журналистов о планах в отношении ПГК, заявлял, что ВТБ не будет долго сохранять оператора в периметре своих активов, но пока компания, как и ее управление, принадлежат банку. Позже зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов сообщал о планах по продаже компании «в течение нескольких кварталов». На материальное влияние на капитал и прибыль от владения оператором банк не рассчитывал.
Представитель ПГК отказался от комментариев.
С ноября 2023 года ПГК трижды сменила владельца. Осенью прошлого года Владимир Лисин, структурам которого оператор принадлежал последние 12 лет (в 2011-м они выкупили минус две акции ПГК за 125,5 млрд руб., спустя год — оставшийся пакет на 50 млрд руб.), продал компанию АО «Аврора Инвест». Это предприятие связывали с акционерами другого крупного железнодорожного оператора, «СГ-транса», братьями Тимуром и Русланом Бабаевыми. АО зарегистрировано в декабре 2022 года по тому же адресу, что и центральный офис «СГ-транса» — на улице Академика Пилюгина, 22, в Москве. До августа 2023-го «Авророй Инвест» руководила Юлия Терсакова, затем — Елена Чайковская. По оценке Reuters, ПГК обошлась новому акционеру в 200 млрд руб., часть средств ему предоставил ВТБ.
В начале августа этого года источники РБК на транспортном рынке сообщали о переговорах насчет перехода ПГК под контроль ВТБ. По их информации, уже тогда рассматривалось несколько развилок: по смене акционера, по продаже активов компании рынку и консолидации. В начале сентября Костин подтвердил сделку, сообщив, что ВТБ купил Первую грузовую компанию, исходя из оценки более 200 млрд руб. с учетом долга.
Чем известна ПГК
По версии аналитического агентства «INFOline-Аналитика», за первые три квартала 2024 года ПГК — крупнейший игрок рынка железнодорожных грузовых перевозок (согласно рейтингу Infoline Rail Russia Top). Компания перевезла за этот период 95,8 млн т грузов. В начале года в парке компании было 93,5 тыс. вагонов, в основном полувагонов (используются для транспортировки угля и других насыпных грузов), по итогам девяти месяцев их число выросло до 100 тыс. единиц. За 2023 год выручка ПГК по РСБУ составила 117 млрд руб., что на 10,7% больше, чем в 2022 году, чистая прибыль снизилась на 5,2%, до 36,4 млрд руб.
Гендиректор «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров оценивает сделку не менее чем в 230–240 млрд руб. в зависимости от суммы долга ПГК и структуры сделки. По его мнению, сделка с высокой долей вероятности профинансирована с использованием заемных средств, кроме того, ВТБ, вероятно, частично или в полном объеме выступил кредитором покупателя актива.
«Прослеживается логика выхода ВТБ из непрофильных активов. У банка большой объем задач по реструктуризации и повышению эффективности бизнеса Объединенной судостроительной корпорации (передана в управление банка в августе 2023 года. — РБК). В этой ситуации банку целесообразнее зафиксировать прибыль от продажи актива и быть крупным кредитором ПГК, чем сохранять в собственности долю этой компании. ПГК демонстрирует высокую прибыльность, что обеспечивает выплату процентов и погашение кредитов даже в условиях высокой ключевой ставки», — говорит эксперт.