Как белгородские «Краски КВИЛ» пробиваются на федеральный уровень
Опубликовано в журнале РБК № 4 за 2015 год
В начале мая 2011 года в белгородскую дежурно-диспетчерскую службу поступил звонок: на Студенческой улице, 50, горит цех завода по производству полуфабрикатных лаков «Алкид». Пламя достигает 50 м, летают бочки, рушится кровля, площадь пожара — 2 тыс. кв. м.
Основного владельца «Алкида» Виктора Ковалева новость о пожаре застала в отпуске. Возвращаться пришлось на пепелище: несмотря на усилия пожарных, предприятие с годовой выручкой в 650 млн руб. сгорело. Однако сейчас возглавляемая им группа компаний «Краски КВИЛ» с выручкой по итогам 2014-го в 1,3 млрд руб. вошла в десятку лидеров рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) России.
Не малый и не большой
Губернатору Белгородской области Евгению Савченко за 22 года удалось сделать регион и столицу края крепкими середняками. По данным Росстата, ключевые показатели области близки к среднероссийским, а Белгород стабильно находится во второй десятке городов с населением свыше 150 тыс. человек. Второе место в рейтинге растущих городов журнала «РБК» он смог занять благодаря сбалансированности всех оцениваемых показателей.
«Когда-то в Белгороде был и завод пластмассы, и электронная промышленность, и предприятие, производившее ракетные головки, много чего было. Но с годами все развалилось, мы превратились в колхоз», — сетует белгородский рантье Игорь Гладков.
Благодаря губернатору Савченко — «нашему председателю Савве», как его называют местные жители, — в области расцвел аграрный сектор. По данным Росстата за 2013 год, на сельское хозяйство приходилось 17,3% в структуре валового регионального продукта Белгородской области (за 10 лет до этого — около 13%). В начале 2000-х Савченко назначил ответственными за аграрный комплекс Геннадия Бобрицкого и Владимира Зотова — оба тогда были чиновниками, а в итоге стали крупными бизнесменами. «Приосколье», бенефициаром которого является Бобрицкий, занимает примерно 15% российского рынка мяса птицы, а «Агро-Белогорье», которым владеет Зотов, входит в пятерку лидеров по производству свинины (данные Росптицесоюза и Национального союза свиноводов соответственно). Выручка обоих холдингов в 2013 году — около 40 млрд руб., следует из финансовых отчетностей в «СПАРК-Интерфакс».
61-летний Виктор Ковалев не был чиновником ни дня. А его семейной компании «Краски КВИЛ» (Виктору принадлежит 60% акций, его брату Олегу и сыну Константину — по 20%) пока далеко до масштабов крупных аграриев области. «Формально мы уже не малый и не средний бизнес», — говорит он, признаваясь, что давно хочет вывести предприятие на новый уровень развития. В 2011 году компания была готова совершить заветный прыжок, но помешал пожар. Удастся ли это сделать в ближайшие годы?
Движение вперед
«Я не считаю себя экспертом в каких-либо вопросах. Но когда меня убеждают в чем-то и принимается решение, я включаюсь и, как бульдозер, двигаюсь вперед», — говорит Виктор Ковалев.
Создавая в 1993-м предприятие «Краски КВИЛ» (название сложилось по первым буквам: Ковалевы Виктор и Лена, супруга), предприниматель взял первый кредит. Завод развивался, рассказывает Ковалев, сотрудничали с иностранными партнерами, но кризис конца 1990-х «негативно сказался на компании». В 2000-м бизнесмен решил заняться производством полуфабрикатных лаков, и уже через год была запущена первая очередь завода «Алкид» мощностью 2,5 тыс. т в год. Новое предприятие понадобилось для актуальной на тот момент задачи — импортозамещения. Раньше полуфабрикатные лаки для «Красок КВИЛ» закупали в Словении и Хорватии, а собственное производство позволяло выпускать нужный объем продукции и контролировать ее качество. Вскоре продукцией «Алкида» заинтересовались другие игроки рынка.
«К кризису конца 2000-х мы пришли одним из крупнейших в России производителей смол», — вспоминает Виктор Ковалев. По информации из открытых источников, предприятие выпускало до 25 тыс. т в год.
Развивалось и производство лакокрасочной продукции — завод «Краски КВИЛ». Ковалевы вышли на рынок с собственными колеровочными системами, позволяющими получить краски почти любого цвета. Системы оказались востребованы мелкими игроками: к 2011 году в России под покровительством «Красок КВИЛ» работало примерно 20 «мини-заводиков», как называет колеровочные пункты Ковалев, сейчас — около 75.
Кроме того, Ковалевы занимались строительством и сдачей в аренду коммерческой недвижимости, развивали розничную торговую сеть и небольшое автотранспортное предприятие. По расчетам журнала «РБК» на основе данных «СПАРК-Интерфакс», в 2010 году суммарная выручка активов семьи Ковалевых приблизилась к 2 млрд руб., около 60% которых приносили «Краски КВИЛ» и «Алкид». Для сравнения: выручка холдинга «Лакра», второго после лидера российского рынка — Tikkurila, составляла тогда примерно 4 млрд руб., по информации «СПАРК-Интерфакс», а предприятия «Эмпилс», одного из старейших игроков отрасли, — 2,8 млрд.
В 2010 году на белгородскую компанию обратил внимание один из крупнейших производителей смол в мире — новозеландский Nuplex Industries (прибыль от продаж в 2013 году — $1,6 млрд, EBITDA — около $126 млн). Работая более чем в 10 странах, Nuplex хотел выйти в Россию и искал партнера для создания совместного предприятия.
«Я до сих пор гадаю, почему Nuplex заинтересовался именно белгородской компанией, — удивляется представитель крупного российского производителя краски, пожелавший остаться неназванным. — Я несколько раз общался с топ-менеджерами Nuplex, выспрашивал. Они твердили только про «потенциал и доверие» — и все». Представитель регионального производителя уверен, что дело в «комфортности Белгородской области для инвестиций и эффективности самого «Алкида». В 2010 году предприятие работало почти с 7-процентной рентабельностью по чистой прибыли, а, например, подмосковный завод «Лакра Синтез» в тот же период — с 2-процентной, это средний показатель по отрасли ЛКМ.
По информации «Коммерсанта», стороны планировали вложить в совместное предприятие по 1,6 млрд руб. Но достичь финального соглашения с Nuplex об СП в Белгороде не удалось: весной 2011 года у семьи Ковалевых сгорел один из ключевых активов — «Алкид».
Вторая жизньНовую жизнь «Алкид» обрел благодаря губернатору (по информации журнала «РБК», у предприятия появилась новая площадка в районе Шебекино, 40 км от Белгорода) и сотрудникам, которые в полном составе уже на следующий день после пожара разбирали завалы. На возрождение производства ушло несколько месяцев и примерно 150 млн руб., часть этой суммы составили привлеченные займы. Если по итогам 2011-го ООО «Алкид» зафиксировало убыток почти в 30 млн руб., то уже 2012 год завершился для предприятия с чистой прибылью в 19,2 млн (данные «СПАРК-Интерфакс»). Пожар заставил Ковалевых пересмотреть подход к бизнесу.
«Мы поняли, что необходимо стать гибче, мобильнее, современнее», — вспоминает Виктор Ковалев. Владельцы компании приняли программу оптимизации, решив сосредоточиться на производстве лакокрасочной продукции. По иронии судьбы самым крупным «избавлением» стал возрожденный «Алкид». Интерес к нему сохранила компания Nuplex: переговоры о продаже «Алкида» шли около полутора лет, сделка была закрыта в самый разгар экономических санкций — весной 2014 года. Выручка предприятия по итогам 2013-го составила чуть более 600 млн руб. (показателей до пожара предприятие так и не достигло). Сумму контракта стороны не разглашают: «Коммерсантъ» приводил цифру в €6,5 млн, но Виктор Ковалев ее не подтверждает (Nuplex на запрос журнала «РБК» не ответил).
Кроме «Алкида» Ковалевы продали доли в ряде непрофильных активов (это видно по изменениям в «СПАРК-Интерфакс»). «У нас была задача создать новые «Краски КВИЛ», чтобы вывести предприятие на совершенно иной уровень развития и иной масштаб», — объясняет Виктор Ковалев. Вырученные от продажи активов средства, а также прибыль от продажи продукции и сдачи недвижимости в аренду Ковалевы реинвестируют в строительство.
По последней моде
Открывается железная дверь, и в нос бьет резкий запах, глаза слезятся. Большие синие котлы, длинный зеленый станок-«рельс», повсюду пятна ярко-желтой краски — мы стоим у входа в один из цехов «Красок КВИЛ». «Его скоро не будет. Пойдемте, покажу будущее», — приглашает Виктор Ковалев.
Пять минут на машине — и мы оказываемся в другой реальности. Выкрашенные в светлый тон стены и пол зрительно увеличивают и без того немаленькое помещение с половину футбольного поля, новейшее оборудование, которое начали устанавливать, исключительно серого цвета. Здесь пока пусто и холодно.
«Краски КВИЛ» временно «раздвоились»: первое предприятие, поражающее буйством красок, — работающее, но «достигшее производственного пика», второе — современное, полностью автоматизированное, но еще не запущенное. Когда Ковалевы составляли бюджет модернизации, речь шла о 450 млн руб. Часть средств — деньги, вырученные от продажи активов, прибыль самого предприятия и заемные средства. В прошлом году Ковалевым из бюджета Белгородской области выделили кредит на льготных условиях. Помещение построили летом, часть оборудования из Европы поступила, часть — в пути, рассказывает Виктор Ковалев. Смета расходов на перезапуск предприятия выросла до 600 млн руб.: во-первых, закупка импортного оборудования — это более 50% общего объема издержек, во-вторых, приходится поддерживать и работоспособность действующих цехов, и строительство нового. Но Ковалевы настроены решительно — другого способа выйти в высшую лигу нет.
Прыжок в кризисКак показывает исследование Discovery Research Group, объем российской лакокрасочной отрасли в 2013 году составлял 1,4 млн т, или 200 млрд руб., динамика за 2014-й не превысила 10%. Производством лакокрасочной продукции сегодня занимаются более 300 предприятий, лидер — Tikkurila с долей 10% (подробно см. диаграмму). Представитель одной из крупнейших лакокрасочных компаний считает, что даже на консолидированном рынке можно попытаться вырасти. Отставание России по потреблению краски от европейских стран до сих пор велико: например, в Великобритании на человека приходится около 12 л краски в год, в Голландии — больше 30 л, а в России — менее 10 л, но «необходимо предложить нечто уникальное».
Сейчас лаборатория «Красок КВИЛ» разрабатывает современные покрытия для дорожной разметки. Речь идет об использовании двухкомпонентного материала, так называемого холодного пластика. Дороги — вторая страсть губернатора Савченко. Почти весь пешеходный Белгород, а местами и проезжая часть выложены плиткой, огорожены ровными бордюрами. Кстати, дороги нужны области не только с социальной точки зрения.
Через Белгород, расположенный в 80 км от Харькова, проходит, по выражению местных жителей, «великий товарный путь», по которому до недавних пор перевозились через границу большие объемы продукции и рабочей силы. По статистике Федеральной таможенной службы, в 2013 году на Белгородскую область приходилось около 21% импорта из Украины в Россию — 3,3 млрд руб. (учитывается вся продукция, растаможенная в области, независимо от того, осталась она в регионе или уехала дальше). Данные за 2014-й неутешительны: импорт через область сократился почти на 40%, экспорт снизился на столько же. «Время наступило смутное. Все затягивают пояса», — говорит белгородский предприниматель Игорь Гладков.
Но Виктор Ковалев от своих планов не отказывается. Обновленный завод «Краски КВИЛ» мощностью до 20 тыс. т заработает в этом году. И тогда Ковалевы будут готовы не только к прорыву на федеральный уровень, но и к созданию отдельных продуктовых линеек и совместных предприятий с глобальными корпорациями. Виктор Ковалев не исключает и возможности продажи части бизнеса, чтобы по сложившейся традиции вырученные средства направить на развитие «Красок КВИЛ».