Дерипаска допустил национализацию группы ГАЗ
Но в правительстве этот вариант пока не обсуждалиНационализация автомобильной группы ГАЗ, подконтрольной Олегу Дерипаске, которая, как и другие его активы и сам бизнесмен, попала под санкции США в апреле 2018 года, — один из вариантов развития событий. Об этом он заявил в интервью Financial Times в Нижнем Новгороде, где находится штаб-квартира группы ГАЗ.
Российские власти только выигрывают от ограничений, которые США вводят в отношении российских бизнесменов, уверен Дерипаска. «[Кремль] смотрит как хищник сверху на то, как далеко уедет эта машина. Это огромная возможность для бюрократов получить еще больше игрушек для игры в России, где уже 70% экономики в руках государства», — добавил он. РБК направил запрос представителю Дерипаски.
6 марта Минфин США в очередной раз отложил начало действия санкций против ГАЗа — на этот раз до 6 июля. Если они вступят в силу, любые партнеры могут попасть под вторичные американские санкции. «Это приведет к банкротству и национализации [ГАЗа]», — сказал Дерипаска агентству Bloomberg. Но, даже если компания будет национализирована, тысячи сотрудников, скорее всего, потеряют работу, добавил он. В группе ГАЗ работает более 40 тыс. человек, а с учетом цепочки поставщиков «под риском» оказываются еще 360 тыс. сотрудников, указал бизнесмен.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в среду, 17 апреля, заявил журналистам, что сейчас вопрос национализации группы ГАЗ не обсуждается. «Пока такой схемы не прорабатывалось — с учетом того, что предприятия работают бесперебойно, выполняют все задачи. Поэтому на сегодняшний день этот вопрос не стоит», — сказал он.
Российское правительство рассматривает различные варианты вывода группы ГАЗ из-под действия американских санкций, говорил в октябре 2018 года вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий промышленность. «Рассматриваем различные варианты, в том числе и с участием государства, и с участием других потенциальных покупателей», — отмечал он. «Речь идет о сохранении десятков тысяч рабочих мест. Правительство России, как и правительство любой другой страны, не может бездействовать по вопросу обеспечения занятости граждан», — объяснял Козак.
Если в результате национализации группы ГАЗ контроль перейдет к «Ростеху», то это будет не самый худший вариант, замечает директор группы корпортаивных рейтингов АКРА Максим Худалов. КамАЗ и АвтоВАЗ, доли в которых принадлежат «Ростеху», работают довольно успешно. Кроме того, позиции ГАЗа на рынке коммерческих автомобилей сейчас сильные, так что потенциальный уход Дерипаски существенного вреда не нанесет, заключил он.
На встрече с западными журналистами Дерипаска, стоя на проходной завода ГАЗ в Нижнем Новгороде, заявил о готовности уступить контроль в группе, передает Reuters. «Да, как это было сделано с En+», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос. Санкции в отношении En+ и подконтрольного ему UC Rusal были сняты в январе 2019 года после того, как Дерипаска снизил долю в холдинге c 70 до 44,95%, а большинство мест в совете получили независимые директора. «У нас такой же подход [в группе ГАЗ]: снижение моего владения, независимый совет директоров, а затем часть моих акций будет передана в благотворительный траст», — сказал он. По словам бизнесмена, в этом случае его прямая доля в ГАЗе снизится «ниже 48–49%».
Но в отличие от En+ и UC Rusal, который является вторым по размеру производителем алюминия в мире, Минфин США не торопится с решением по группе ГАЗ, потому что это «их не задевает»: ГАЗ работает только в России и у него нет такого веса на мировом рынке. По его словам, ГАЗ послал свои предложения еще в октябре 2018 года, но ответа не получил. «Они просто исчезли, попросив ГАЗ подождать, поскольку это сложное дело». И сейчас никаких переговоров с Минфином нет, «в этом и проблема», добавил бизнесмен.
По словам Дерипаски, большое количество иностранных поставщиков уже прекратили работу с ГАЗом из-за риска вторичных санкций. Так, с декабря 2018 года ГАЗ уже остановил сборку легких коммерческих автомобилей Mercedes Sprinter немецкой Daimler. А в марте 2019 года глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович сказал, что из-за санкций компания не могла купить долю в группе ГАЗ и по этой же причине были приостановлены поставки дизельных двигателей немецкого концерна для «Газелей». Продление сроков введения санкций «не дает полной свободы», и если они не будут сняты, то у ГАЗа «нет шансов выжить», заключил Дерипаска: у завода нет возможностей для развития и для начала производства новых моделей.