Бизнес, 17 авг 2015, 19:49

Завтра туриста: как Путин решил вопрос о контроле над турагентствами

В спор по поводу регулирования туристической розницы вмешался Владимир Путин. Президент поддержал идею Ростуризма создать на базе уже существующей общественной организации «Турпомощь» реестр турагентств
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

Реестру быть

«На повестке дня — введение единого реестра турагентов», — заявил в понедельник, 17 августа, Владимир Путин, открывая в Ялте заседание Госсовета, посвященное развитию туризма. Тем самым в споре по поводу того, как регулировать деятельность турагентств, розничных продавцов туров, поставлена точка. Президент поддержал идею Ростуризма: по словам Путина, реестром могла бы заняться отраслевая общественная организация. Руководитель Ростуризма Олег Сафонов в своем выступлении уточнил, что такой организацией могла бы стать «Турпомощь».

Пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова предлагает дождаться поручений президента по итогам Госсовета, при этом она признает, что реестр турагентств появится «с высокой степенью вероятности».

Действующая редакция закона «Об основах туристской деятельности в РФ» сегодня регулирует только бизнес туроператоров — компаний, которые создают туристический продукт: договариваются с отелями, авиакомпаниями, принимающими компаниями на курортах. Каждый туроператор должен иметь финансовую гарантию, размер которой зависит от вида деятельности (выездной или внутренний/въездной туризм) и дохода за предыдущий год. Кроме того, все операторы выездного туризма обязаны быть членами уже упомянутой «Турпомощи», чья единственная цель — сформировать компенсационный фонд. На его средства находящиеся за границей туристы будут эвакуированы домой, если туроператор или его партнер окажутся финансово несостоятельными.

Информацию обо всех действующих туроператорах можно найти в соответствующем федеральном реестре, который ведет Ростуризм. По состоянию на 17 августа в реестре числилось 4036 компаний, из которых отправлять клиентов за границу имеют право только 852.

Агентства же продают за комиссию сформированный оператором турпродукт. Точное количество таких розничных продавцов неизвестно. На заседании Госсовета Сафонов привел «экспертную оценку» — около 30 тыс. И если разорится уже агентство, то его клиент сейчас не получит никакой компенс​​​ации. Не защищен потребитель и от откровенного мошенничества, когда агентство исчезает с деньгами туристов, не перечислив их туроператору.

От имени и по поручению

О необходимости регулировать туристическую розницу впервые заговорили еще в 2011 году. Тогда в Госдуму были внесены очередные поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», помимо прочего предлагавшие обязать агентов работать только от имени и по поручению туроператора.

Иными словами, если агентство пообещало туристу проживание в пятизвездочном отеле с видом на море, а по факту клиента поселили в трехзвездочном отеле возле стройки, отвечать перед потребителем будет уже туроператор — это его вина, что его услуги продает непрофессиональный посредник. Поэтому туроператоры сразу резко выступили против идеи «от имени и по поручению».

«Я своих сотрудников не всегда могу контролировать, а тут появляются десятки тысяч человек, работающих в агентствах. Понимаете, какой это может быть ущерб туроператору? — объяснял в апреле в интервью РБК председатель совета директоров Coral Travel Джошкун Юрт. — Они [агентства] будут давать обещания своим клиентам, торговаться с ними... придумывать какие-то маневры. А как я, туроператор, могу это контролировать?»​

В 2011 году идея «от имени и по поручению туроператоров» не прошла. Но она вновь всплыла, когда после целой серии громких крахов туроператоров правительство в декабре 2014 года внесло в Госдуму новую серию поправок, призванных усилить защиту потребителей. Правительственный законопроект в феврале нынешнего года был принят в первом чтении, но при условии, что ко второму он будет существенно переработан. Помимо прочего, профильный думский комитет по экономполитике раскритиковал и предложенный порядок регулирования агентов. Запрет на реализацию турагентствам турпродукта от своего имени превратит их в точки розничной продажи туроператоров, что, в свою очередь, ограничит права потребителя в части выбора туруслуг, констатировали тогда депутаты.

Альтернатива в виде СРО

При доработке законопроекта ко второму чтению родились две новые идеи. Первая — ввести для турагентов институт саморегулирования. В этом случае турагентство может осуществлять свою деятельность, будучи только членом саморегулируемой организации (СРО). В свою очередь, в такой СРО должно состоять не менее 500 юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, и она должна располагать компенсационным фондом не менее 30 тыс. руб. на одного члена, то есть в целом минимум на 15 млн руб. Идею саморегулирования агентов, к примеру, изначально активно поддерживал председатель думского комитета по экономполитике Игорь Руденский (в апреле покинул этот пост).

Альтернативой СРО стал реестр для турагентов. Причем, чтобы сэкономить бюджетные средства, было предложено вести его не Ростуризму, а уже существующей общественной организации.

На самом агентском рынке единства нет. Созданный в 2013 году Альянс туристических агентств (среди его членов, указанных на сайте, — сети Global Travel и «1001 тур», собственная розничная сеть туроператора Tui, «Трансаэро тур») выступает за СРО. Образованный этой весной Союз туристических агентств («Сеть магазинов горящих путевок», «Горячие туры» и др.) — против. Новую отраслевую ассоциацию поддержал Ростуризм, его руководитель Сафонов даже стал членом правления союза.

В конце июля Союз туристических агентств обратился с открытым письмом к руководству Минкультуры (курирует Ростуризм), Совета Федерации и Госдумы, в котором, в частности, указал: введение СРО для агентов будет противоречить действующему законодательству. По мнению авторов письма, закон «О саморегулируемых организациях» описывает создание подобных организаций лицами, которые производят товары и услуги. Но турагенты сами не создают услуги, они лишь занимаются их реализацией и продвижением.

Тем не менее в думском комитете по экономполитике в преддверии Госсовета заявляли, что идею СРО для турагентов хоронить преждевременно. Первый заместитель председателя комитета Михаил Емельянов заявлял РБК, что осенью правительственный законопроект может быть принят без спорных моментов, по которому так и не удалось договориться, а отельный законопроект о саморегулировании агентов может быть внесен в Думу позже.

У крупных туроператоров своя позиция относительно регулирования своих розничных партнеров. Еще прошлой осенью, когда правительственные поправки только готовились, Ассоциация туроператоров России (АТОР), напоминает ее исполнительный директор Майя Ломидзе, предлагала создать реестр агентств и при этом прописать хотя бы минимальные требования к розничным продавцам. Но, по мнению АТОР, вести агентский реестр, как и операторский, должен Ростуризм.

Если же президент считает, что реестр может быть создан на базе общественной организации, то АТОР готова стать такой площадкой, заявила РБК ее исполнительный директор. «Турпомощь» объединяет только операторов выездного туризма и создана исключительно для эвакуации туристов, в АТОР же, указывает Ломидзе, представлены участники всех сегментов рынка.

Второе чтение правительственного законопроекта запланировано на эту осень.​​

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России