Бизнес, 17 сен 2015, 20:47

Отложенные санкции: смогут ли авиакомпании из России летать на Украину

Украина ввела санкции в отношении российских авиакомпаний, продолжающих летать в Крым. Пока это не означает прямого запрета на авиасообщение между Россией и Украиной, но он возможен при ухудшении отношений
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Продолжают летать

Украина ввела санкции в отношении 21 российской авиакомпании, которые летают в Крым, несмотря на «запрет» со стороны украинских властей. Указ президента этой страны о введении в действие соответствующего решения Совета национальной безопасности и обороны Украины был опубликован вечером в среду, 16 сентября.

Под санкции попали как компании, летающие на Украину («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь» и UTair), так и не осуществляющие полеты на ее территорию (Red Wings, «ВИМ-Авиа» и «Ак Барс Аэро»). В отношении всех перечисленных в указе компаний введены ограничения: «частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины».

Представитель государственной авиационной службы Украины сказал РБК, что пока ждет разъяснений от правительства. Пока никаких полетов не прекращалось, добавил он.

Источник в профильном министерстве сообщил Интерфаксу, что указ украинского президента о введении санкций еще не вступил в силу. Когда это произойдет, будет разработан алгоритм действий для выполнения положений указа, сказал он.

Сотрудничество в области гражданской авиации между Россией и Украиной регулируется межправительственным соглашением о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта от 12 января 1994 года. В соответствии с этим соглашением российские назначенные авиаперевозчики могут выполнять полеты из любого пункта на территории России в любой пункт на территории Украины, напоминает представитель Росавиации.

По данным ведомства, еженедельно «Аэрофлот» осуществляет 35 рейсов из Москвы в Киев, «Трансаэро» — 22, «Сибирь» и UTair — по 14. В Одессу летают три авиакомпании — «Аэрофлот» (21 раз в неделю), «Трансаэро» и «Сибирь» (по одному разу), а в Львов — только UTair (семь раз). Авиакомпания «Россия» семь раз в неделю летает из Санкт-Петербурга в Киев.

В «Сибири» не получали никаких уведомлений о запрете полетов на Украину, сообщила представитель компании Анна Бажина. По ее словам, авиакомпания работает в обычном режиме, осуществляя два полета ежедневно в Киев и раз в неделю — в Одессу. Представители «Аэрофлота» и UTair отказались от комментариев. В «Трансаэро» не ответили на запрос РБК.

Маршруты в обход

Украинские власти уже ограничивали полеты российских компаний. С 14 августа 2014 года Госавиаслужба Украины ввела для «Аэрофлота» и «Трансаэро» специальный режим выполнения транзитных полетов из России через воздушное пространство Украины в Болгарию, Израиль, Турцию, Египет и Грецию: компании могут лететь только при условии получения от регулятора соответствующего разрешения — для каждого рейса отдельно.

Впрочем, почти все транзитные полеты над Украиной российские авиакомпании и так прекратили после катастрофы малайзийского Boeing 777 в Донецкой области в июле 2014-го. «Маршруты прокладываются в обход Украины через Российскую Федерацию с дальнейшим выходом в воздушное пространство других сопредельных государств, которые обеспечивают безопасный пролет через свою территорию», — сообщила тогда Росавиация. В частности, «Аэрофлоту» пришлось поменять около 35 маршрутов, предварительные издержки компании оценивались в $20 млн.​

Новый указ президента Украины — это «мина замедленного действия», которая может сработать в случае дальнейшего обострения отношений, предупреждает гендиректор «Авиапорт.ру» Олег Пантелеев. По его мнению, дело может закончиться ограничением транзита над теми областями Украины, где российские компании еще летают. Такого же мнения придерживается руководитель Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун. Это чревато увеличением продолжительности полетов и дополнительными издержками для перевозчиков, говорит Пантелеев. В самом худшем случае санкции приведут к параличу авиационного сообщения между двумя странами, как было между Россией и Грузией в 2008 году, заключает он.

Если Украина запретит полеты российским компаниям, то последуют ответные действия от Москвы, добавляет гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. Потери российских авиакомпаний в этом случае он оценивает в «десятки миллионов долларов».

Россияне в любом случае смогут летать на Украину на самолетах иностранных авиакомпаний или с пересадками — через, например, аэропорт Минска, говорит Пантелеев. Такие полеты хотя и будут стоить дороже прямых рейсов, все равно окажутся дешевле путешествия на поезде, считает он. На сайте РЖД можно найти билеты из Москвы в Киев на 18 сентября стоимостью от 3023 руб. (плацкартный вагон) до 11 313 руб. (СВ), при этом дорога займет более 12 часов. При этом «Аэрофлот», к примеру, предлагает заплатить за полуторачасовой перелет от 8037 руб.

Pro
Иностранному бизнесу все труднее уйти из России. Как меняется этот рынок
Pro
Укрепление рубля и приток инвестиций: зачем России «прокачивать» финтех
Pro
Генерал калитки. Санкции обострили синдром вахтера у менеджеров в России
Pro
Истории успеха теряют в цене. Разбираем 5 трендов корпоративного обучения
Pro
Проблема наследника. Японские бизнесмены начали отдавать компании даром
Pro
Почему интерес россиян к валютным вкладам упал до исторического минимума
Pro
Каждого из нас поджидает до 7 личностных кризисов. Как их преодолеть
Pro
Кто может закрыть ресторан: разбор проверок в общепите в 2025 году