Бизнес, 17 окт 2022, 14:18

Владелец «Чижика» и «Пятерочки» раскрыл, что помогло нарастить продажи

Крупнейший российский продуктовый ретейлер X5 Group ускорил темпы роста выручки в третьем квартале 2022 года. Выручка входящих в группу сетей в отличие от второго квартала росла быстрее продовольственной инфляции
Читать в полной версии
Фото: Андрей Любимов / РБК

В июле—сентябре 2022 года крупнейший продовольственный ретейлер X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») год к году нарастил продажи на 19,5% — до 647,39 млрд руб., следует из операционной отчетности компании за третий квартал и девять месяцев. Продажи сопоставимых магазинов (речь идет о показателях объема продаж за аналогичный период прошлого года без учета изменения количества торговых точек) увеличились на 12,4% за счет роста среднего чека на 8,2% и покупательского трафика на 3,9%.

Продажи в традиционных магазинах повысились на 19,1% к аналогичному периоду 2021-го — до 632,6 млрд руб., продажи цифровых бизнесов — на 38,4%, до 14,7 млрд руб.

В третьем квартале ретейлер вернулся к темпам роста выручки быстрее продовольственной инфляции: рост выручки ускорился в сравнении со вторым кварталом, тогда как инфляция замедлилась. Продовольственная инфляция в июле—сентябре составила 15,6 против 19,5% в апреле—июне. В предыдущем квартале, в свою очередь, продажи компании были ниже уровня инфляции и выросли на 18,6% — до 641,4 млрд руб. Рост обеспечивал средний чек, увеличившийся на 11%, в то время как трафик повысился всего на 0,6%. За первые три месяца 2022 года чистая выручка X5 увеличилась на 19%, до 603 млрд руб. (показатель продовольственной инфляции в этот период вырос на 13,5%).

Компания объяснила, что замедление темпов роста цен на продовольствие было обусловлено хорошим урожаем плодоовощной продукции и зерновых культур, а также укреплением курса рубля. Как ранее отмечал в интервью РБК министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, с начала года в сельском хозяйстве, пищевом производстве и производстве напитков, несмотря на антироссийские санкции на фоне специальной военной операции, отмечается рост. Министр прогнозировал дальнейшую позитивную динамику по уборке и рекордный урожай зерновых и ряда других культур.

Хотя X5 отмечает стабилизацию продовольственного рынка, компания указала, что физические объемы продаж в ретейле в июле—августе снизились на 2% в годовом выражении после сокращения на 1,9% во втором квартале. В своей предыдущей отчетности она обращала внимание на то, что после весеннего ажиотажного спроса потребитель перешел к модели бережливого потребления на фоне сокращения реальных доходов. Эту тенденцию подтверждали результаты и других публичных ретейлеров России. В дальнейшем сдерживающее влияние на потребительский спрос при усилении сберегательного поведения будет оказывать частичная мобилизация, прогнозировали в конце сентября экономисты «Ренессанс Капитала».

Как рынок оценил отчетность

Инвестиционные аналитики позитивно отреагировали на результаты X5 в третьем квартале. «Стоит обратить внимание, что растет не только средний чек (на фоне разгона инфляции), но и сопоставимый трафик. Это позитивный момент, свидетельствующий о качественном росте выручки», — отмечает эксперт «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. Он ожидает, что X5 покажет хорошие результаты и по рентабельности бизнеса, но допускает их ухудшение относительно ударного второго квартала (финансовый отчет ретейлера планируется к публикации 25 октября).

Ведущие представители продуктовой розницы с сильными позициями в массовом сегменте, такие как X5 или «Магнит», «могут лучше справляться с сегодняшними сложностями в экономике», делают вывод по итогам отчета аналитики инвестиционного банка «Синара». Но прогнозов, как сильно изменение экономической ситуации повлияло на рентабельность, аналитики до публикации результатов не дают.

В четвертом квартале рост выручки на фоне текущих инфляционных тенденций и ухудшения потребительских настроений в последние недели, вероятно, замедлится, отмечают в своем обзоре аналитики «Ренессанс Капитала». Но, по их мнению, продовольственные ретейлеры будут менее уязвимы к падению спроса, чем непродовольственные.

Быстрее всего выручку в офлайн-сегменте в третьем квартале 2022 года наращивал основной дивизион компании — сети «Пятерочка» и «Чижик». В третьем квартале показатель выручки «Пятерочки» вырос на 20,1%, до 534,5 млрд руб. Сопоставимые продажи сети увеличились на 13,7% на фоне роста среднего чека на 8,9% и трафика на 4,4%. Рост сопоставимых продаж, как объяснила X5, произошел на фоне «инвестиций в цены», то есть промоакций и скидок, а также замедления инфляции.

Летом продуктовые магазины в отличие от магазинов одежды и электроники нарастили продажи, хотя покупатели и старались экономить и брать товары дешевле. К примеру, в августе — традиционном месяце распродаж — продажи продовольственного ретейла, по информации оператора фискальных данных «Платформа ОФД», год к году в денежном выражении выросли на 8%, хотя количество купленных товаров в штуках и упало на 5%. Для сравнения: продажи бытовой техники и электроники в августе упали в денежном выражении на 15%, а в штуках — на 12%. Лето многие россияне провели на территории страны, они сократили траты на крупные покупки, но больше путешествовали и отдыхали на даче, объясняли аналитики рост трат на продукты. Потребители резко сократили траты на непродовольственные товары, но больше тратят на еду и посещают больше магазинов в поисках скидок, отмечал гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Выручка сети дискаунтеров «Чижик», запущенной в октябре 2020 года, в третьем квартале увеличилась в 13 раз по сравнению с прошлогодним показателем, до 9,7 млрд руб. (магазины формируют лишь 1,5% от чистой розничной выручки группы). Сопоставимые показатели чека и трафика этой сети X5 не приводит.

Выручка сети супермаркетов «Перекресток» год к году выросла на 7,8%, до 84,98 млрд руб., продажи в сопоставимых магазинах сети увеличились на 6,3% за счет роста среднего чека на 6,6%, при этом трафик снижался на 0,3%.

За девять месяцев 2022 года общие продажи Х5 увеличились на 19%, до 1,89 трлн руб. Рост сопоставимых продаж с января по сентябрь год к году составил 11,9% на фоне роста среднего чека на 9% и трафика на 2,7%.

На конец сентября 2022 года X5 объединяла более 20 тыс. магазинов, в том числе 18,9 тыс. магазинов «у дома» «Пятерочка», 972 супермаркета «Перекресток», 316 дискаунтеров «Чижик» и 17 гипермаркетов «Карусель». Основной собственник компании — связанная с «Альфа-Групп» структура (владеет долей 47,86%), в свободном обращении на биржах — 40,68%.

Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Крипта «ракетит» после победы Трампа. Пробьет ли биткоин $100 тыс.