Россия усиливает меры безопасности после теракта, 17 ноя 2015, 22:12

Авиакомпании обязали к пятнице представить новые меры безопасности

Росавиация рекомендовала авиакомпаниям усилить меры безопасности при полетах в 47 стран. Для этого перевозчикам придется вводить новые меры контроля над пассажирами и увеличивать состав экипажей, а вместе с ним и затраты
Читать в полной версии
Фото: Коммерсантъ

47 стран под подозрением

В правительстве начали обсуждать усиление мер безопасности полетов после крупнейшей в российской истории авиакатастрофы, которая произошла 31 октября: самолет Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» (бренд Metrojet), летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синайском полуострове. В катастрофе погибло 217 пассажиров и семь членов экипажа. Поздно вечером в понедельник, 16 ноября, руководитель ФСБ Александр Бортников заявил на совещании в Кремле, что причиной катастрофы был теракт.

О необходимости введения «повышенных мер авиационной безопасности» при полетах в 47 стран говорится в письме руководителя Росавиации Александра Нерадько, разосланном руководителям российских авиакомпаний. О письме сообщили «Интерфакс» и «РИА Новости», его получение РБК подтвердили представители UTair, «Уральских авиалиний» и «Когалымавиа». Источники в двух авиакомпаниях сказали «РИА Новости», что письмо было разослано в понедельник, 16 ноября, и уже к пятнице авиакомпаниям поручено доложить о принятых мерах в управление транспортной безопасности Росавиации.

«Телеграмма пришла вчера [16 ноября], она у нас в работе. У нас есть несколько дней [до 20 ноября], потом мы направим письмо в Росавиацию, где скажем, что мы уже делаем, что готовы делать, а по каким рекомендациям мы готовы предложить что-то свое», — сказал РБК представитель «Когалымавиа» (бренд Metrojet).

Представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев, представитель S7 не ответил на запрос РБК.

Вечером 17 ноября Росавиация сообщила, что «во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти разрабатывает комплекс мер безопасности, направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства в деятельность авиакомпаний и аэропортов как внутри страны, так и за ее пределами». В начале ноября агентство направило во все российские аэропорты директивы по усилению мер безопасности, а авиакомпаниям порекомендовало начать консультации об усилении мер безопасности с зарубежными аэропортами, говорится в сообщении. Усиление мер безопасности временное, отмечается в сообщении.

Список Росавиации

Повышенные меры авиационной безопасности распространяются на выполнение всех регулярных, транзитных и чартерных рейсов с пассажирами на борту из/в аэропорты следующих стран: Австрия, Алжир, Албания, Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Египет, Индонезия, Испания, Италия, Индия, Ирак, Иран, Казахстан, Киргизия, Кипр, Кувейт, Ливия, Ливан, Марокко, Малайзия, Македония, Молдавия, Мьянма, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Португалия, Румыния, Саудовская Аравия, Сирийская Арабская Республика, США, Судан, Таиланд, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Тунис, Франция, Филиппины, Черногория, Уганда, Узбекистан, Шри-Ланка.

При полетах в названные в письме страны Росавиация рекомендует руководителям авиакомпаний «планировать усиленный состав» летных и кабинных экипажей воздушных судов (с привлечением сотрудников авиационной безопасности) и дополнительного технического персонала для обеспечения мер авиационной безопасности, охраны воздушных судов, «препятствования проникновению в воздушное судно в аэропортах». Сколько сотрудников должно быть в «усиленном составе», в письме не уточняется. Источник, близкий к Минтрансу, пояснил РБК, что речь идет об одном техническом специалисте на рейс, который должен будет проводить осмотр воздушного судна.

Росавиация рекомендует свести к минимуму контакты российских самолетов с иностранцами: командирам воздушных судов необходимо обеспечить силами членов летного и кабинного экипажей контроль обслуживания самолета и процедуры посадки пассажиров. «Организовать по возможности техническое обслуживание воздушного судна силами технического состава или экипажа авиакомпании, максимально сократить (без ущерба для безопасности полетов) число видов наземного обслуживания в аэропортах иностранных государств (уборка салонов, буксировка, загрузка багажа)», — говорится в письме Нерадько. Также авиавласти рекомендуют перевозчикам осуществлять рейсы «с запасами сухого питания и питьевой воды, принимаемыми на борт воздушных судов в аэропортах России».

Речь идет не о контроле пассажиров при входе в аэропорт и проверке багажа, а только о дополнительном контроле пассажиров при регистрации и посадке на рейс, в ходе которого у пассажира могут проверить документы или провести дополнительный скрининг багажа, поясняет источник, близкий к Минтрансу.

Сколько стоит безопасность

Работа наземных служб включает несколько десятков операций, в том числе досмотр пассажиров и багажа, и в наземном обслуживании самолета принимают участие не меньше семи человек, говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Досмотр пассажиров осуществляется аэропортом по договору с авиакомпанией. При этом представитель авиакомпании может лично наблюдать за досмотром. Например, при полетах из России в США или Великобританию контроль жестче, чем при полетах в Турцию или Египет — все зависит от требований властей страны прилета, говорит эксперт.

Бывший руководитель службы безопасности аэропорта им. Давида Бен-Гуриона в Тель-Авиве Рафи Села поясняет, что израильский национальный перевозчик El Al уже 25 лет берет на себя всю предполетную подготовку рейса, не доверяя местным службам. «Но тут есть одна сложность. Я не верю, что каждая авиакомпания может целиком обеспечить безопасность каждого полета», — добавил Села.

Самые жесткие требования по безопасности в мире у Израиля, соглашается Борис Рыбак, но и там нет практики возить с собой людей, заменяющих местных специалистов. Когда авиакомпания подает заявку на полеты в Израиль, группа израильских специалистов прилетает с инспекцией перевозчика и аэропорта, и после этой проверки авиакомпания получает разрешение на полеты. Дальше время от времени проходят новые проверки, но каждодневного контроля нет, говорит эксперт.

Рыбак считает, что рост затрат авиакомпаний в связи с введением новых требований будет серьезным. Необходимость везти запасы питания и технических специалистов ведет к удорожанию себестоимости перевозки, «по грубым прикидкам», на 20%, указывает он. Коммерческий директор «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов, напротив, не ждет значительного роста затрат из-за новых рекомендаций Росавиации. Например, питание в некоторых случаях и так летит в обе стороны из России, говорит топ-менеджер.

Аэропорты тоже

В понедельник вечером на заседании комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения министр транспорта Максим Соколов сообщил об усилении мер по безопасности и в аэропортах. «Мы должны в первую очередь, говоря об авиации, принять дополнительные меры по ужесточению или более бдительному контролю и проведению всех досмотровых процедур пассажиров, наблюдению за ними вплоть до посадки на воздушное судно, даже когда они находятся в чистой зоне, — отметил Соколов. — Контроль над поставкой всех комплектующих, питания, багажа в аэропортах на борт самолета». Министр выразил надежду на то, что авиакомпании и соответствующие службы аэропортов, а также сами пассажиры с пониманием отнесутся к таким дополнительным мерам.

Замруководителя Росавиации Александр Суханов еще неделю назад, 10 ноября, предписал руководителям аэропортов и авиакомпаний усилить меры безопасности, обратив особое внимание на наем технического персонала, сообщает «РИА Новости». А во вторник, 17 ноября, сопредседатель консультативного совета при ФСБ Михаил Головатов призвал увеличить время досмотра в российских аэропортах. «В технических средствах безопасности самые важные те, что просвечивают предметы. Но самое главное, если есть возможность, увеличить время досмотра. Если на просвет выявлены подозрительные предметы, тут же приглашать пассажира и вскрывать багаж», — заявил он в эфире радиостанции «Говорит Москва».

В Шереметьево реализуется весь комплекс мероприятий авиационной и транспортной безопасности, предусмотренный российским законодательством, а также международной практикой ИКАО, говорит представитель аэропорта. По его словам, для этого используются средства видеонаблюдения и контроля доступа, стационарные и переносные досмотровые комплексы, а также специально обученные собаки. Сейчас в соответствии с приказом министра транспорта действует второй уровень безопасности, введенный в 2011 году (после теракта в Домодедово в январе 2011 года, тогда погибли 37 человек). Дополнительные меры авиационной безопасности вводятся аэропортами на основании поступающих ориентировок по линии Росавиации, Ространснадзора, ФСБ, МВД и ФСО, добавил представитель Шереметьево, отказавшись комментировать детали.

В Домодедово, который также исполняет все требования авиационной безопасности, пассажиры и сотрудники аэропорта проходят контроль службы безопасности при входе в аэропорт: на всех входных группах и контрольно-пропускных пунктах аэропорта установлены рамки металлоискателей и интроскопы, отмечает его представитель. Кроме того, обязателен дополнительный контроль безопасности при проходе в контролируемую зону аэропорта или так называемую чистую зону (зоны прилета и вылета). При прохождении сотрудников на территорию аэродрома производится стопроцентный досмотр, для доступа необходимы пропуск и биометрические данные, добавляет собеседник РБК. В Домодедово также разработаны и применяются дифференцированные методики тестирования персонала. В аэропорту введен в эксплуатацию проект цифровой системы телевизионного наблюдения, которая включает около 1,5 тыс. камер и более 100 каналов видеоаналитики, что позволяет анализировать информацию по различным сценариям, включая обнаружение оставленных вещей.

Представитель Внуково лишь отметила, что аэропорт совместно с правоохранительными структурами обеспечивает комплекс мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности. Предложения Минтранса она комментировать не стала.

В прошлый раз усиление мер безопасности в аэропортах проводилось после теракта в Домодедово в январе 2011 года. Во всех аэропортах России был введен сплошной досмотр пассажиров на вход. Аэропортам пришлось значительно увеличить затраты на авиабезопасность, писали «Ведомости»: бюджет Шереметьево на безопасность был увеличен на 20–25%, штат службы авиабезопасности — с 2000 до 2300 человек. Помимо усиления охраны аэропорты также должны были установить системы видеонаблюдения с выходом в ФСБ, а также программы для распознавания автомобильных номеров и опознания личностей. Меры безопасности были усилены и на железнодорожных вокзалах: на каждом вокзале были установлены рамки металлоискателей.

Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику