Бизнес, 18 апр 2022, 12:50

Депутаты изменят резонансный законопроект о застройке заповедников

Из проекта закона, упрощающего застройку заповедников, предлагается исключить возможность строительства у озера Байкал. Но в других охранных зонах могут появиться нефтепроводы и заводы
Читать в полной версии
Фото: Кирилл Шипицин / ТАСС

Комитет Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству решил исключить территорию озера Байкал из законопроекта, который упрощает строительство инфраструктуры в заповедных зонах. Он также поручил добавить закрытый перечень инфраструктуры, разрешенный к застройке внекоторых охраняемых природных территориях.

Это следует из поправок ко второму чтению, которые комитет одобрил в пятницу, 15 апреля (у РБК есть их копия). Информацию об одобренных поправках РБК также подтвердили в пресс-службе комитета и заместитель его председателя Светлана Разворотнева.

Комитет по строительству и ЖКХ назначен ответственным за этот законопроект. Как правило, поправки, предлагаемые к принятию профильным комитетом, одобряют и другие депутаты. Поправки в законопроект были также одобрены на заседании совета Госдумы, которое состоялось в понедельник, 18 апреля. Второе чтение законопроекта запланировано на 19 апреля.

О чем законопроект и почему его критикуют

Госдума приняла законопроект «О распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры» в первом чтении 6 апреля. Его внесло в парламент правительство, необходимость принятия инициативы объяснялась повышением «устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией».

Документ упрощает строительные процедуры, в том числе «приоритетных инфраструктурных проектов» в охранных зонах. Но в нем не были перечислены характеристики таких проектов. В первоначальном виде документ снимал необходимость проведения экологической экспертизы в районе озера Байкал и на других особо охраняемых природных территориях (ООПТ) при строительстве неограниченного перечня инфраструктуры до 31 декабря 2024 года.

Такой подход раскритиковали депутаты комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. В комитете заявили, что законопроект позволит строить промышленные объекты в заповедных зонах, в связи с чем большинство ООПТ будет подвергнуто «серьезному негативному воздействию» от промышленной деятельности, ущерб от которого будет «невосполним». В российском отделении Greenpeace отмечали, что ООПТ занимают 12,5% территории России и меры по стабилизации экономики не должны вовлекать заповедные зоны в хозяйственный оборот. А Всемирный фонд дикой природы (WWF) настаивал, что в документе должны появиться положения о гарантии целостности природных ландшафтов охранных зон, сохранности мест обитания и путей миграции животных.

Что изменится в документе

  • На Байкале можно будет строить инфраструктуру только для БАМа и Транссиба

Согласно поправкам ко второму чтению, в границах Байкальской природной территории не допускается строительство каких-либо новых объектов инфраструктуры, за исключением модернизации и расширения Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Делать это можно и сейчас: Госдума сняла некоторые экологические ограничения для строительства БАМа и Транссиба еще в 2020 году, в частности разрешив для расширения магистралей сплошную вырубку леса.

Таким образом, теперь законопроект закрепит уже существующие положения, запрещая строить любую другую инфраструктуру на Байкале. Застройка для железных дорог в охранной зоне Байкала разрешена до конца 2024 года.

  • Экологическую экспертизу отменять не будут

Профильный комитет сначала оставил в законопроекте положение о необязательности проведения экологической экспертизы при строительстве «приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры» до конца 2024 года в границах особо охраняемых природных территорий. Предполагалось, что проверка экологических требований будет проводиться в рамках строительной экспертизы. Однако на заседании совета Госдумы было решено изменить это положение и вернуть требования к проведению экологической экспертизы в ООПТ. Не нужна она будет только для строительства магистральной инфраструктуры, к которой относятся, например, дороги. Это положение также действует до конца 2024 года.

В документе также появилось требование, что строить или реконструировать инфраструктуру можно «исключительно с соблюдением требований, установленных законодательством об охране окружающей среды». Необходимо при этом также проводить мероприятия по охране окружающей среды, такие как рекультивация, сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания, охрана водных объектов и т.д.

«Это довольно странный пункт. Он о том, что должно соблюдаться законодательство, которое вообще-то и так должно соблюдаться», — говорит эксперт по ООПТ Greenpeace Михаил Крейндлин.

  • Перечень приоритетных проектов инфраструктуры, которые могут появиться в охранных зонах

Из документа исчезла формулировка о разрешении строительства в заповедниках «иной инфраструктуры», к которой можно было отнести неограниченное количество объектов. Вместо этого депутаты предлагают дать «приоритетным проектам по модернизации и расширению инфраструктуры» определение и закрепить их перечень.

К таким относятся проекты, которые строятся для выполнения «приоритетов, целей и задач» стратегий социально-экономического и пространственного развития России, а также объекты, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов инфраструктуры. К последним сейчас относятся автомобильные и железные дороги, порты, аэродромы, транспортно-пересадочные узлы и инженерная инфраструктура. Согласно поправкам ко второму чтению, список этих объектов дополнился за счет:

  • магистральных газопроводов, нефтепроводов и энергетической инфраструктуры, если их строительство идет по комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
  • социальной инфраструктуры, то есть школ, больниц, детсадов, если в регионе дефицит таких объектов и они строятся с привлечением средств из бюджета или денег от компаний, в которых государству принадлежит не менее 50%;
  • промышленных объектов, если те обеспечивают «создание, внедрение и развитие импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий». К приоритетным проектам также отнесли производства продукции, у которой нет российских аналогов и энергоэффективных стройматериалов.

При этом, согласно законопроекту, социальные и промышленные приоритетные объекты из этого списка нельзя будет строить или резервировать под них землю на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых землях, а также на землях защитных лесов и особо охраняемых природных территорий. Крейндлин поясняет, что такая формулировка означает невозможность строительства этих объектов на ООПТ федерального значения, то есть, например, в национальных парках. Региональные охранные зоны могут быть расположены, например, на землях лесного фонда и таким образом не подпадают под действие этого положения. Строительство на них может происходить, если это напрямую не запрещено режимом этих территорий.

По словам председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова, речь идет о возможности строить в упрощенном порядке только государственные объекты, а частные инвестиционные стройки будут по-прежнему проходить стандартные процедуры согласований. Законопроект позволит примерно на год сократить сроки строительства приоритетных инфраструктурных объектов, говорит он.

В такой редакции документ «стал лучше», поскольку вводит некоторые ограничения и не даст построить, например, горнолыжный курорт в заповеднике, считает Крейндлин. Но список все равно можно трактовать довольно широко, отмечает он. «В итоге если в заказнике нет прямого запрета на строительство линейных сооружений, а к сожалению, много где его нет, то, получается, можно строить через заказник нефтепровод», — указывает эксперт.

Линейные объекты, например газопроводы, нефтепроводы, наиболее опасны для ООПТ, замечает Крейндлин. Они фрагментируют места обитания, а значит, разрушают пути миграции животных и ландшафт; и если стройка идет в лесу, то предполагает вырубку шириной 300 м.

Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства