Бизнес, 18 ноя 2015, 09:14

РБК публикует новый рейтинг самых быстрорастущих российских компаний

Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев / РБК

Новый рейтинг быстрорастущих компаний России опубликован в свежем номере журнала РБК и на сайте www.rbc.ru. Методика составления рейтинга не изменилась по сравнению с прошлым годом, мы лишь расширили список таких компаний до 50. Но совершенно не ожидали, что изменения окажутся настолько кардинальными.

Условия отбора в рейтинг РБК 50 очень жесткие: надо не просто удваивать миллиардный бизнес каждые три года, но и делать это равномерно. В список не попадают компании, которые хотя бы в один из этих годов не дотянули до 20% роста (по этой причине, например, в список-2015 не вошла по любым меркам успешная Mail.Ru Group). Из 13 компаний, попавших в оба рейтинга (2014 и 2015 годов), 10 ухудшили свои позиции, две улучшили, одна, «Юлмарт», осталась на месте. Рейтинг самых быстрорастущих компаний страны подчиняется принципу, сформулированному Черной Королевой из Зазеркалья: чтобы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил.

Лидеров рейтинга РБК 50 в прошлом году вообще не было в списке быстрорастущих компаний: занимающаяся сервисным обслуживанием локомотивов компания «ТМХ-Сервис», онлайн-ретейлер «Вайлдберриз» и девелоперский холдинг SetlGroup — новички, которые сразу заняли три верхних строчки. Прошлогодний лидер, «Росинжиниринг», не просто потерял первое место, а совсем выбыл из рейтинга: бизнес компании рос рекордными темпами благодаря стройкам в олимпийском Сочи и «сдулся» с их завершением. Но он такой не один: 37 из 50 участников нового рейтинга попали в него впервые.

Новый лидер, «ТМХ-Сервис», вряд ли хорошо знаком потребителям: компания занимается сервисным обслуживанием и ремонтом локомотивов и резко выросла благодаря рекордным контрактам с «Российскими железными дорогами». Совладельцев этой компании, акционеров «Трансмашхолдинга» Андрея Бокарева и Искандера Махмудова с государственной монополией связывают давние и крепкие отношения.

На втором месте — компания «Вайлдберриз» Татьяны и Владислава Бакальчуков: модный ретейлер удваивает выручку в среднестатистический год и довел ее уже до 23,4 млрд руб. На третьем — SetlGroup, петербургский застройщик, в 15 раз увеличивший объем вводимого жилья с 2010 по 2014 год. На четвертом месте — «БТК Групп» Таймураза Боллоева, одна из двух компаний, которая не только вновь вошла в рейтинг, но и улучшила свои позиции.

По отраслям лидер роста — розница: 15 компаний рейтинга торгуют в мире или интернете. Шесть компаний заняты продуктами питания (производство и трейдинг), пять — девелопментом и строительством жилья, четыре — инфраструктурным строительством, три — производством и дистрибуцией лекарств. Ретейл является безусловным лидером и по другому показателю: 31 из 50 быстрорастущих компаний входит в рейтинг крупнейших компаний РБК 500. Но лишь три из них — в число первых 50 компаний рейтинга «гигантов», и все три представляют розничную торговлю — «Магнит», «Дикси Групп» и «Лента».

На все специальности нефтегазового сектора — добычу, транспортировку, переработку и продажу — приходится семь компаний, только один участник рейтинга занимается металлургией. Это хорошие новости: растущая часть экономики гораздо больше ориентирована на потребителей и гораздо меньше — на ресурсы, чем «большая экономика» из рейтинга РБК 500.

Один из новичков рейтинга — компания «Мистраль Алко», основным владельцем которой является московский бизнесмен Беслан Агрба. Потребители хорошо знают товары другой его фирмы, «Мистраль Трейдинг», занимающейся продажей риса и других круп под одноименным брендом. Но несколько лет назад компания Агрбы стала еще и монопольным поставщиком в Россию вина из его родной Абхазии. А это частично признанное государство в 2014 году стало четвертым по объему продажи поставщиком вина в Россию. Что получилось из этой цепочки событий — читайте в материале «Полусладкая монополия».

Еще один новичок рейтинга морской терминал «Усть-Луга Ойл» — отличный пример того, как политика влияет на бизнес не опосредованно, а напрямую. Этот терминал по перевалке нефтепродуктов возник по политическим причинам, благодаря им же бурно нарастил выручку и из-за политики сменил собственника: подробности — в материале «Мазут и геополитика».

Герои номера — основатели компании Avito Йонас Нордландер и Филип Энгельберт. Новых больших звезд в российском интернете не появлялось со времен сети «ВКонтакте», то есть почти 10 лет. Детище Павла Дурова и вечные лидеры «Яндекс» и Mail.Ru Group —полный список отечественных компаний в этой сфере с оценкой в миллиардах долларов. Кто бы мог подумать, что к этой троице присоединится доска бесплатных объявлений Avito, годовая выручка которой пять лет назад составляла 30 млн руб.?

Избитое выражение «растут как грибы» как нельзя лучше подходит к описанию компаний группы БИН, принадлежащей семье Гуцериевых. Не только потому, что в последние годы они росли действительно огромными темпами. Сама группа напоминает гигантскую грибницу, структуры которой связаны часто невидимыми, но прочными нитями денежных потоков. Кризисы группе будто на пользу: после 2008 года она стала одним из самых активных в России инвесторов в недвижимости и нефти, а ее финансовый бизнес вырос более чем в 10 раз. Подробное исследование группы БИН — в материале «Короли кризиса».

Об этом и многом другом читайте в свежем номере журнала РБК, который поступил в продажу 18 ноября.

Автор — главный редактор журнала РБК

Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо