Бизнес, 19 фев 2015, 00:02

Продажи российской водки на Украину упали в два раза

Конфликт с Украиной ударил по бизнесу российских экспортеров водки: в 2014 году их продажи в денежном выражении сократились примерно втрое
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Российские компании сократили экспорт алкогольных напитков в 2014 году в сравнении с 2013-м на 7,5%, до $350,3 млн, только водки и ликеро-водочных изделий (ЛВИ) крепче 25 градусов – на 8,95%, до $187,1 млн, следует из статистики Федеральной таможенной службы (ФТС).

Разлюбили «Путинку»...

Как следует из данных ФТС, проанализированных для РБК несколькими производителями и оптовиками, резко снизились поставки российской водки на Украину: если в 2013 году в страну было отправлено 27,8 млн л на сумму $38,6 млн, то в 2014-м – всего 13,8 млн л на $12,2 млн. До сих пор Украина была основным экспортным рынком для российских водочников но по итогам прошлого года опустилась на второе место по объему поставок в натуральном выражении и на пятое – в денежном.

Из крупных поставщиков наиболее существенные потери понесла компания «Руст» Рустама Тарико, в которую входят «Русский стандарт» и заводы поглощенной им польской CEDC. По данным ФТС, импорт на внешние рынки водки «Зеленая марка», одного из ключевых брендов «Руст», снизились с $29,4 млн до $19,3 млн. «Снижение произошло в силу ряда экономических и политических причин. Мы ожидаем стабилизации ситуации на этом важном для нас рынке в течение 2015 года», – сообщил РБК менеджер компании. По его словам, продажи марок «Русский стандарт», «Зеленая марка», «Парламента» и Zubrowka на других международных рынках в 2014-м выросли на 15%, а странами – лидерами в закупках стали Великобритания (+30% и более 1 млн проданных коробов по 9 л) и Германия (+40% и свыше 0,5 млн проданных коробов по 9 л), кроме того, «Зеленая марка» вышла на рынок США.

На долю «Руста» пришлось 59,4% всего экспорта крепкого алкоголя в натуральном выражении и 61,33% – в денежном. Совокупная задекларированная стоимость водки, поставленной компанией за рубеж, составила $114,7 млн. Объемы ближайших конкурентов значительно ниже: на долю «Синергии» (продвигает за рубежом бренд Beluga) пришлось 9,1% от общего объема поставок в деньгах, доля «Ладоги» (поставляет на внешние рынки водку «Царская») – 4,5%, доля остальных игроков не превышает 3%.

«У нас объемы поставок водки на Украину были небольшими, поэтому на наш бизнес обстановка в стране никак не повлияла, – говорит представитель «Синергии». – Но в падении экспортных поставок в соседнюю страну нет ничего удивительного: политические события, падение платежеспособности населения, конкуренция среди местных производителей – все это является негативными факторами для российских экспортеров».

Директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что частично «потерю» Украины компенсирует рост продаж в Крыму. «Конечно, лояльность к российским водочным брендам на Украине упала, трудно представить, что киевские магазины будут делать кассу, продавая «Путинку», – отмечает Дробиз. – Но тот миллион декалитров, который экспортеры недополучили на Украине, вполне можно восполнить продажами в Крыму».

Главной зарубежной страной – потребителем водки из России стала Великобритания: туда в 2014-м ввезли 16,8 млн л водки и ЛВИ на общую сумму $34,97 млн – это 16,8% всех экспортных поставок крепкого алкоголя из России в натуральном выражении и 18,7% – в денежном.

Вместе с тем поставки крепкого алкоголя из Великобритании в Россию в 2014-м более чем вдвое превышали показатели российского водочного экспорта: британские экспортеры совокупно ввезли свыше 31 млн л, из которых 28,9 млн л пришлись на виски.​

... но не «Балтику»

В отличие от водки экспортные поставки российского пива на Украину в 2014-м практически не уменьшились: в прошлом году российские компании отправили соседям 21,7 млн л на $12,1 млн. Годом ранее экспорт составлял 22 млн л и $13,9 млн. По словам бывшего президента пивоваренной компании «Балтика» Исаака Шепса, украинцы не воспринимают пивные бренды с российским бэкграундом как продукцию, сделанную в стране, с которой идет война. «Мы, конечно, видели такого рода ролики на YouTube, где украинцев призывают бойкотировать российские товары. Но мы не почувствовали какого-то спада продаж «Балтики», –  утверждает Шепс. – Возможно, потому, что «Балтика» – это уже международный бренд, который многие годы производится на заводах Carlsberg Group в Украине».

Позиции «Балтики» как экспортера пива сопоставимы с положением «Руста» в водочной категории: на долю петербургской компании приходится 53,25% объема поставок пива за рубеж в денежном выражении и 50,9% – в натуральном. Всего из России в 2014-м было экспортировано 112,7 млн л пива на $68,1 млн. Годом ранее пивовары задекларировали поставки на $75,4 млн.

Основной причиной снижения пивного экспорта стали проблемы на нескольких крупных рынках, где российское пиво традиционно пользовалось спросом. Самые заметные​ потери экспортеры понесли в Киргизии (снижение поставок на $1,2 млн) и Монголии, которая в 2013-м была крупнейшим зарубежным потребителем российского пива (на $3,6 млн). «Мы действительно сократили экспорт в Монголию почти вдвое, – рассказал РБК источник в компании «Балтика». – Основными причинами стали проблемы с местным дистрибьютором. К тому же возросло число местных пивоваров».

Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике