«Роснефть» выступила против передачи Дагестану побережья Каспия
«Роснефти» нужен Каспий
«Роснефть» попросила правительство ускорить проведение аукционов на право пользования недрами трех газо- и нефтеносных участков в Каспийском море. Речь идет о блоках «Дербентский-1» и «Димитровский-3», а также о месторождении «Инчхе-море», на которые претендует компания. Об этом 6 марта вице-премьеру Александру Хлопонину написал глава правительственного департамента промышленности и инфраструктуры Алексей Уваров (копия его письма есть у РБК). Он также сообщил, что крупнейшая российская нефтедобывающая компания выразила несогласие с предложением главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова перевести земли побережья Каспийского моря из федеральной собственности в собственность субъекта федерации.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался комментировать служебную переписку. Источник РБК в компании подтвердил заинтересованность «Роснефти» в разработке каспийских участков на российской территории, а также факт, что просьба о выставлении указанных участков на аукцион пока не удовлетворена. Пресс-секретарь Абдулатипова Тамара Чиненная не ответила на запрос РБК.
Предложения главы Дагестана, а также статус Каспийского моря обсуждались 14 марта на закрытом совещании у вице-премьера Александра Хлопонина, сообщила РБК его пресс-секретарь Наталья Платонова. Она подтвердила, что вопрос о судьбе участков был в повестке дня, но не стала комментировать результаты обсуждения, как и содержание письма Уварова к Хлопонину.
По данным источников РБК в правительстве, предложение главы Дагестана перевести земли Каспийского побережья в собственность республики поступило Владимиру Путину осенью прошлого года вместе с другими проектами по развитию нефтегазовых активов в регионе. По информации источника РБК в Роснедрах, блоки и месторождение содержат большей частью прогнозные ресурсы по категории Д1-Л, требующие доразведки. «Димитровский-3» содержит 4,39 млн т нефти, 1,06 млрд куб. газа, «Дербентский-1» — 6 млн т нефти и 1,48 млрд куб. м газа, месторождение «Инчхе-море» располагает запасами нефти по категории С1 3,07 млн, запасами газа по категории С2 в 13,79 млрд куб. м, и 868 тыс. т конденсата.
В декабре 2016 года Рамазан Абдулатипов в интервью «Интерфаксу» заявил, что освоением недр Каспийского моря готова заниматься Государственная нефтегазовая компания (ГНК) Дагестана в сотрудничестве с вьетнамской государственной нефтегазовой компанией PetroVietnam. PetroVietnam, по словам Абдулатипова, готова вложить более $300 млн в разработку месторождений.
Все упирается в статус
Источник в Роснедрах сообщил РБК, что ведомство пока не получало распоряжения готовить условия для аукциона по трем участкам на Каспии, поскольку не определен юридический статус этой территории.
Глава пресс-службы Минприроды Николай Гудков пояснил РБК, что субъекты федерации, в том числе Дагестан, имеют полномочия распоряжаться землями, содержащими общераспространенные полезные ископаемые (например, песок или глина). Участки недр, содержащие запасы и ресурсы нефти и газа, относятся к государственному фонду недр, право на их разработку предоставляют Роснедра. Гудков также пояснил, что выставление указанных «Роснефтью» участков в российском секторе Каспия на аукцион возможно только после принятия федерального закона, который определит юридический статус Каспия в сфере недропользования. «На сегодня в Госдуму внесен законопроект о регистрации расположенных на российском участке Каспия искусственных островов, установок, сооружений. Соответствующие особенности могут быть отрегулированы в рамках этого документа», — добавил он.
Директор группы оказания услуг нефтегазовым компаниям департамента налогового и юридического консультирования российской «дочки» KPMG в России и СНГ Павел Кондуков пояснил, что сейчас на Каспийское море не распространяется действие закона о континентальном шельфе. По этому закону на шельфе могут работать компании с госучастием более чем 50% и опытом освоения недр континентального шельфа («Газпром» и «Роснефть»).
Правовой статус Каспийского моря до сих пор не определен, хотя необходимость его ввести обсуждается с 1990-х годов. К согласию должны прийти все пять прикаспийских государств — Казахстан (длина береговой линии — около 2320 км), Иран (724 км), Туркмения (1200 км), Россия (695 км) и Азербайджан (955 км), чтобы международно-правовой акт признал наличие континентального шельфа на море, окруженном со всех сторон сушей водоеме. В российских законодательных и подзаконных актах идет речь о российской части дна Каспийского моря, что отражает ранее сформированную позицию МИД о Каспии как уникальном закрытом внутриконтинентальном водоеме. Поэтому без соглашения предоставление таких участков недр в пользование осуществляется согласно общим требованиям закона о недрах: по результатам аукциона, если не имеет место факт открытия месторождения.«Другими словами, российские юридические лица вправе принять участие в аукционе, за исключением юридических лиц с иностранным участием в случаях, определенных законом о недрах», — резюмирует Кондуков.
Сейчас на Северном Каспии работает частная российская компания ЛУКОЙЛ. С 2010 года она добывает нефть на открытых ею месторождениях — на участке имени Юрия Корчагина (добыча в 2016 году — около 1,4 млн т нефти), с 2016 года — на месторождении имени Владимира Филановского. В 2017 году она планирует добыть 5,4 млн т жидких углеводородов на этих двух месторождениях, сообщал «Интерфакс». В течение десяти лет ЛУКОЙЛ планирует вложить в разведку и обустройство каспийских месторождений 500 млрд руб., хотя пока они не приносят прибыль.