Данкверт — РБК: «Наши тепличные овощи представляют угрозу для Европы»
«С самого начала 2000-х годов, когда мы говорили о том, что идем по классической системе экономики Адама Смита и рынок все отрегулирует, мы явно заблуждались. Ни в одной стране мира рынок сам ничего не регулирует — регулирует государство», — заявил в разговоре с РБК руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт.
Когда в 2004 году создавался Россельхознадзор, за основу был взят опыт крупнейших экспортеров и импортеров — США, Канады и Евросоюза. Сейчас, по словам Данкверта, время менять подход. «Многие вещи мы в то время делали либерально. Нужно их менять аккуратно, не торопясь и не вредя бизнесу», — говорит глава службы.
Сергей Данкверт возглавляет Россельхознадзор с момента создания в 2004 году. За это время российский рынок продовольствия сильно изменился. Россия из крупного импортера превратилась в одного из основных экспортеров продовольствия и ввела продэмбарго на поставки мяса, молока, овощей и фруктов из ЕС и других западных стран в ответ на санкции. Контроль за оборотом и качеством сельхозпродукции и продуктов питания на внутреннем рынке вышел на новый уровень после внедрения государственных электронных систем.
О том, что происходит сейчас с балансом экспорта и импорта АПК, и новых подходах к регулированию рынка, Данкверт рассказал в интервью РБК.
«Ориентироваться на Запад и Адама Смита не получится»
Говоря о влиянии западных санкций на импорт Россией продовольствия, Данкверт отмечает, что за последние два года импорт не сильно изменился, потому что уходить от поставок продуктов из ЕС и США страна начала уже давно. «В принципе ничего не изменилось. Мы к этому были готовы и понимали, что ориентироваться на западных коллег и Адама Смита не получится», — говорит он.
Снижается в первую очередь импорт тех продуктов, которые Россия начинает больше производить самостоятельно. Заметно, на 40% год к году, сократились в 2024-м поставки в Россию зарубежных кормов для животных (с начала года и до 12 июля объем импорта составил 28,4 тыс. т). «У нас достаточное количество разрешенных компаний, которые поставляют свои корма на наш рынок. Мы не возражаем, Monge или Hill’s, но если на упаковке написано «утка», а там утки нет, наши коты обижаются», — объясняет Данкверт.
Египет в прошлом году поставлял в два раза больше раннего картофеля, чем этой весной. «Это не значит, что был какой-то умысел или какие-то проблемы. Это может означать, что появился наш картофель, который стал лучше храниться, и людям просто не надо было покупать молодой. Или молодой картофель стал дороже и люди стали меньше покупать по другим причинам», — объясняет глава Россельхознадзора.
Растет также производство яблок и ранних тепличных овощей. «Еще десять лет назад мы каждый год ввозили из Ирана ранние огурцы. Теперь из Ирана мы не ввозим, а сами поставляем ранние огурцы в Польшу», — рассказывает Данкверт. За шесть месяцев этого года Польша импортировала порядка 6 тыс. т российских огурцов, моркови и лука. «Это незначительные цифры, но они говорят о том, что рынок реагирует на то, что благодаря недорогому газу наши тепличные ранние овощи дешевле, чем в Европе. Такая ситуация представляет угрозу для Европы. Учитывая, что СПГ из Америки более дорогой, то в перспективе надо ожидать, что любые виды тепличной продукции, которая производится Европой, будут неконкурентоспособными на рынке, а наша продукция станет конкурентоспособной», — считает Данкверт.
Весенние заморозки, которые нанесли в этом году ущерб урожаю яблок и других садовых культур, не приведут к нехватке продукции, заверяет глава Россельхознадзора. Сегодня есть страны, которые могут компенсировать это экспортом, — Турция, Азербайджан и Узбекистан. Последний увеличил поставки в Россию многих видов продукции, которые раньше завозились из Польши, например ранней капусты и моркови. Если раньше из Узбекистана заходило 30–40 тыс. т ранней капусты, то сейчас уже 130–160 тыс. т.
«Прорабатываем новых поставщиков бананов»
Самая большая категория продовольствия, которое Россия ввозит из-за рубежа, — фрукты, которые не выращиваются в стране. «На первом месте идут цитрусовые, на втором — бананы. Мы ввозим 1,8 млн т цитрусовых и 1,4 млн т бананов в год», — перечисляет руководитель Россельхознадзора.
Раньше потребление этих фруктов было меньше, констатирует Данкверт. К примеру, 20 лет назад Россия завозила в год около 700–800 тыс. т цитрусовых и примерно столько же бананов. «Это говорит об изменении тенденций и увеличении потребления», — замечает собеседник РБК.
В начале 2024 года Россельхознадзор обратился в компетентное ведомство Эквадора, крупнейшего и фактически монопольного поставщика бананов на российский рынок, с просьбой приостановить сертификацию этих фруктов пятью эквадорскими экспортерами, допустившими наибольшее количество нарушений. Просьба была связана с обнаружением в эквадорских поставках вредителя — многоядной мухи-горбатки.
Контекст
Претензиям Россельхознадзора предшествовал также дипломатический скандал между Россией и Эквадором, связанный с заявлениями президента республики Даниэля Нобоа о готовящемся обмене вооружениями с США. Эквадор пообещал отправить туда устаревшее снаряжение советского и российского производства на $200 млн. США, в свою очередь, планировали передать оружие Украине; но впоследствии Эквадор от этого обмена отказался.
Спустя две недели после приостановки сертификации эквадорских бананов Россельхознадзор счел возможным под гарантии компетентного ведомства Эквадора согласиться с возобновлением сертификации пяти вышеуказанных компаний. Но во избежание рисков российским импортерам бананов следует диверсифицировать поставщиков, считает Данкверт: «Это опасно как для импортера, то есть для нас, так и для экспортера, потому что такое количество бананов точно никуда быстро не пристроишь. Сейчас мы начали прорабатывать возможности поставок из других стран».
Эквадор не крупнейший поставщик бананов в мире, напоминает Данкверт. На первом месте находится Индия, на втором — Китай, а Эквадор входит в пятерку. «Просто 20 лет назад так сложилось, что наши импортеры предпочитали Эквадор. Надо сказать спасибо нынешнему генеральному директору МХАТа господину Кехману, который в свое время открыл поставки из Эквадора, а потом ушел в театральную сферу и нашел себя там. А поставки сохранились», — говорит Данкверт.
По другим фруктам и овощам у России налажены логистические пути поставок из дружественных стран — Турции, Египта, Узбекистана, Азербайджана, Армении. Значимость отдельных стран-поставщиков меняется в зависимости от конъюнктуры рынка, объясняет глава Россельхознадзора: «Если раньше Турция поставляла нам одних только томатов 450 тыс. т, то сейчас в год стабильно идет 50 тыс. т. Азербайджан, который когда-то поставлял 220 тыс. т, сейчас поставляет 150 тыс. т».
«Отношение экспортеров надо менять»
По итогам прошлого года Россия была на 17-м месте среди основных мировых экспортеров продовольствия. Тогда страна поставила за рубеж более 103 млн т сельхозпродукции на $43,5 млрд. Основным экспортным товаром остается зерно: в 2023-м на его долю пришлось 37% в структуре российского агроэкспорта.
К 2030 году, согласно майским указам президента Владимира Путина, экспорт АПК должен вырасти в 1,5 раза. Это требует изменения подходов бизнеса к качеству продукции: при экспорте она должна дорабатываться для определенной страны, настаивает Данкверт.
В начале года Россельхознадзор сообщал, что обеспокоен уведомлениями от ряда стран-импортеров о несоответствии качества российского зерна их требованиям. Экспортеры делают недостаточно, чтобы обеспечить карантинное благополучие мест производства зерна, и не проводят необходимую очистку экспортных партий перед отправкой. В результате при отгрузке в портах в партиях зерна выявляются карантинные для государств-импортеров объекты. Только у одного из крупнейших российских экспортеров зерна — ТД «Риф» (в апреле сменил название на ООО «Родные поля») Россельхознадзор выявил с начала года несоответствия более чем в 80% экспортных партий зерна.
«Само отношение экспортеров к экспорту нужно менять, — настаивает Данкверт. — У нас привыкли брать зерно из разных мест и смешивать в один элеватор, а потом из него распределять: это и в Турцию, и в Египет, и в Пакистан. Но если мы хотим поставлять в страны, у которых высокие фитосанитарные требования, нам нужен порядок. Если не будете дорабатывать [зерно], будете иметь претензии. Так было с «Рифом»: нашли сорняки, которые запрещены в Египте, а они говорят: «У нас принимали здесь закупщики из государственной компании Египта». Но у нас подход такой: либо дайте письмо от министерства, что такое зерно примут, либо отправьте в другую страну, где требования ниже».
Экспортеры должны отвечать за то, что поставляют, продолжает Данкверт. «Если ты выращиваешь зерно на территории, где не борешься с сорняками, то ты не можешь быть экспортером. Отправлять должны то, что доработано, хотя бы мусор удален через очиститель вороха. А есть еще семяочиститель, который дорабатывает все мелкие фракции и битое зерно. А то у нас эйфория: стали экспортерами — давайте все на экспорт. А потом, когда есть претензии от стран-покупателей: «Ну мы уже погрузили зерно, мы уже не можем что-то изменить».
Для борьбы с нарушениями Россельхознадзор предлагал перераспределить ранее утвержденные квоты на вывоз зерна. Данкверт также не исключает, что в этой сфере необходимо усиление государственного контроля: «В этом отношении мы сторонники бывшей социалистической советской системы, которая звучит некрасиво, но действует эффективно, когда государство брало на себя роль главного трейдера по ввозу и вывозу важнейших продуктов». В качестве примера он приводит «Экспортхлеб», который занимался экспортом, а в поздний период СССР импортом зерна.
О национализации и налогах
В необходимости масштабного пересмотра итогов приватизации 1990-х глава Россельхознадзора сомневается. «Потому что тогда и революционные преобразования надо отменить. После революции [1917 года] отбирали же собственность. Если сегодня это делать, то, по логике, придется идти дальше, до кулаков. И землю, которую в революцию конфисковали, тогда нужно возвращать…» — рассуждает Данкверт.
Массовое изъятие в доход государства приватизированных 30 лет назад предприятий и активов может болезненно отразиться на всем обществе и на инвестиционном климате, полагает собеседник РБК. Но отдельным вопросом в рамках происходивших в 1990-е процессов он считает распределение прав на пользование недрами. «Приватизация там была другая, но я бы и это не отбирал, а регулировал налогами, чтобы государство постепенно поднимало налоги за использование недр», — говорит Данкверт.
Повышенные налоги, по мнению главы Россельхознадзора, можно было бы использовать для развития АПК. «Я бы сказал, что налоги должны идти в первую очередь на развитие производства. Наиболее перспективные вложения, которые дадут результат, — в сельское хозяйство. Надо увеличивать механизмы кредитования, снижать процентные ставки за счет налогов — это даст увеличение производства сельскохозяйственной продукции, и на это не жалко».
«В Китае мы открыли для себя говяжьи желудки»
В начале года Китай разрешил начать импорт свинины из России. Над обеспечением российским свиноводам допуска к китайскому рынку Россельхознадзор работал десять лет. Процедура включала переговоры, визиты представителей Китая в Россию, работу по профилактике, диагностике и предотвращению распространения АЧС, деятельность научно-исследовательских институтов и лабораторий Россельхознадзора, а также подготовку материалов по всем запросам таможни КНР.
«С начала поставок мы отправили уже порядка 13 тыс. т свиноводческой продукции. Думаю, в этом году мы можем отправить от 15 тыс. до 100 тыс. т», — прогнозирует Данкверт.
Экспорт мяса в Китай выгоден российским компаниям. На китайском рынке востребованы мясные субпродукты, традиционно не пользующиеся спросом в России, — ноги, уши, хвосты, желудки. Внутренний рынок от увеличения экспорта не пострадает и цены на мясо не вырастут, вдобавок возникнут благоприятные условия, для того чтобы бизнес был более прибыльным, рассуждает глава Россельхознадзора. «Мы, кстати, когда были в Китае, открыли для себя говяжьи желудки: съели и оценили, сказали, что вкусно», — добавляет Данкверт.
Сейчас для поставок свинины в Китай аттестованы три российских предприятия, открытие импорта еще для нескольких в процессе обсуждения. «Фитосанитарные требования в Китае жесткие, и нужно учиться у них, — считает Данкверт. — Наше зерно они на первом этапе пускали только из отдельных областей, в каждую приезжали китайские инспекторы, проверяли предприятия, как продукция производится и хранится. У них полная прослеживаемость в этом отношении. Китай учит нас работать эффективно, и польза от общения с ним в области фитосанитарии и ветеринарии для нас большая».
Помимо расширения поставок свинины с Китаем обсуждается и наращивание импорта по другим видам продукции, в том числе по зерновой продукции, в высокой стадии готовности протоколы по ржаной и манной крупе. «В работе у нас еще 17 протоколов с Китаем, которые будем подписывать, может быть, в течение года. Зависит от того, как будут идти переговоры», — говорит Данкверт.
«Сложности с коммуникацией вредят хозяйству»
В минувшем мае Оксана Лут, занимающая сейчас пост главы Минсельхоза, сообщала, что ведомство вместе с Минэкономразвития рассматривает возможность ограничения импорта цветов из недружественных стран. Работа с европейскими фитосанитарными службами осложнилась, констатирует Данкверт. «А когда сложно с коммуникацией, мы должны понимать, вредит ли это нашему тепличному хозяйству; наличие карантинных объектов, например, вредит. И если для овощей и фруктов можно принять дополнительные меры, например провести фумигацию, то цветы после обработки потом будет сложно дарить женщинам».
Улучшения ситуации с рабочими контактами с недружественными странами в Россельхознадзоре пока не видят. «Есть страны, которые ожесточились. Чехия и Словакия, например, балансируют и даже общаются с нами. Допустим, Испания, Португалия и Франция общаются. Великобритания отвечает, но по-тихому. А Нидерланды до обеда хотят общаться — после обеда не хотят. Общие установки Брюсселя влияют на качество отношений, которые не улучшаются, это точно. Потому что те, кто хотят что-то улучшить, попадают под критику», — указывает Данкверт.
Еще одна страна из перечня недружественных, Япония, выражает недовольство ограничением на поставки ее рыбы, которое Россия вслед за Китаем ввела в прошлом октябре после сброса в океан воды, охлаждавшей поврежденные реакторы АЭС «Фукусима-1». Сами японские власти заявляли, что это не угрожает людям и окружающей среде, а рыба и морепродукты абсолютно безопасны.
«Через посольство приходят письма, в которых они высказывают неудовлетворение тем, что мы закрыли им поставки, — комментирует ситуацию Данкверт. — Если хотят, пусть ведут с нами переговоры. Но переговоры имеют смысл о поставках нашей рыбы в Японию. Потому что у них по сравнению с нами небольшой вылов. Даже тунец мы уже заместили на нашем рынке без японской рыбы».
«Для борьбы с фальсификатом нужно менять систему оплаты»
Для внутреннего рынка актуальной остается проблема улучшения качества и безопасности продовольствия, а также борьба с подменой сырья в продуктах питания. Одной из самых фальсифицируемых категорий товаров, по словам Данкверта, остаются молочные продукты. По данным, которые приводил ранее Россельхознадзор, до 10% проб молочной продукции на российском рынке содержит незаявленные растительные компоненты.
От недобросовестных предпринимателей, продающих товары неизвестного происхождения и качества, страдают зачастую социальные учреждения — школы, больницы, дома престарелых, которые закупают продовольствие на бюджетные средства в рамках тендерной системы закупок.
Для решения этой проблемы нужно внести изменения в законодательство, чтобы при бюджетных закупках учитывалась прослеживаемость сырья в электронных системах Россельхознадзора, считает Данкверт. Происхождение продуктов «от поля до прилавка» обеспечивает система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». Она же контролирует полноту и достоверность цепочек перемещения продукции, а также пресекает оборот сырья и товаров сомнительного происхождения.
«Мы хотим, чтобы при оплате бюджетных закупок казначейство использовало нашу систему, которая передает информацию о том, что продукция не имеет прослеживаемости, чтобы платежи до выяснения обстоятельств были задержаны. Нужно не просто изымать продукцию, а делать так, чтобы она не оплачивалась», — объясняет глава Россельхознадзора.
Такая мера контроля может применяться и вне системы госзакупок. Так, у системы электронной ветеринарной сертификации Россельхознадзора есть интеграция с системой маркировки «Честный знак», прослеживающей розничную продажу готовой молочной продукции. «Если от нас есть информация, что продукция не имеет прослеживаемости, пусть те, кто произвел, объясняются — до этого времени не пробивать через кассы, так же как и с просроченной продукцией. Это серьезные рычаги, которые могут очень быстро навести порядок», — уверен Данкверт.
Фальсификация молочных продуктов растительными жирами уменьшается с каждым годом. Еще один распространенный способ подделки — замена дорогого молочного жира другими животными жирами, например говяжьим. «По нашим сведениям, оборудование по использованию говяжьего жира установлено на некоторых молочных предприятиях. Может быть, они создадут какие-то новые виды продукции, на которых будут писать, что там присутствует говяжий жир вместо молочного. Потому что если не будут писать, то это им не поможет, так как в наших системах мониторинга они все равно присутствуют и мы все видим», — отмечает Данкверт.
«Вкусно — и точка» пришли и стали с нами работать»
К системе прослеживаемости сырья подключилась и сеть ресторанов быстрого питания «Вкусно — и точка», которая пришла на смену ушедшей с российского рынка сети «Макдоналдс». Сам «Макдоналдс», по словам Данкверта, передавать данные в российские государственные электронные системы прослеживаемости отказывался. «А «Вкусно — и точка», когда мы подобрали соответствующие аргументы, изменили подход, пришли к нам и стали работать», — рассказывает глава Россельхознадзора.
В июне глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказывала, что «Вкусно — и точка» также начала работать с надзорным ведомством над «здоровым» меню ресторанов. Она также выражала надежду, что сеть может стать предприятием здорового питания и новым флагманом ЗОЖ в России. Пока внедренная во «Вкусно — и точка» система прослеживаемости сырья показала повышенное содержание жира в продуктах и они могут подходить не для всех, отмечает Данкверт: «Есть люди, которые могут потреблять много жира, а есть люди, которые по медицинским причинам не могут. Для меня, например, это просто не подходит из-за того, что пища более богата жиром».
Семь фактов о Сергее Данкверте
22 августа 1955 года — родился в селе Енотаевка Астраханской области.
1977 год — окончил Московский институт инженеров сельскохозяйственного производства им. В.П. Горячкина, в 1986-м — Всесоюзную ордена Дружбы Народов академию внешней торговли.
1977–1986 годы — работал преимущественно инженером в подмосковных хозяйствах — комплексе «Нарский», совхозе «Барыбино», колхозе им. Дзержинского и объединении «Пригородное».
1986–1994 годы — занимал разные должности, включая заместителя гендиректора по механизации и транспорту на агропромышленном комбинате «Москва».
1994–2000 годы — перешел в АО «Агроплемсоюз» (Москва), где в итоге стал гендиректором.
2000–2004 годы — первый заместитель министра сельского хозяйства.
С 2004 года — руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.