Бизнес, 19 авг 2015, 22:33

«Трансаэро» получила первый крупный иск от поставщика

Вторая в России авиакомпания «Трансаэро» получила первый крупный иск, связанный с поставкой топлива на 1,3 млрд руб. С исков поставщиков керосина начинались все банкротства авиакомпаний в России, напоминают эксперты
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Топливный след

Во вторник банк «Финансовая корпорация «Открытие» подал к второй по пассажиропотоку российской авиакомпании «Трансаэро» иск, в котором требует взыскания просроченной задолженности в размере 1,29 млрд руб. В качестве третьего лица в иске заявлено ЗАО «Газпромнефть-Аэро» — один из крупнейших поставщиков топлива для авиакомпании, заправляющий ее самолеты в московском Домодедово. Искового заявления на сайте арбитражного суда пока нет, в отчетности «Трансаэро» за 2014 года ФК «Открытие» упоминается как один из кредиторов в разделе «краткосрочная задолженность».

В ФК «Открытие» комментировать иск отказались. Представитель «Трансаэро» сказал РБК, что в компании появлением иска удивлены. Авиакомпания продуктивно работает с ФК «Открытие» уже на протяжении ряда лет, заявил представитель «Трансаэро». При этом он отметил, что сам иск в компании пока не получили.

Представитель «Газпромнефть-Аэро» сказал РБК, что в компанию не поступили документы по исковому заявлению и она не ознакомлена с сутью исковых требований. При этом «Газпромнефть-Аэро» в полном объеме выполняет обязательства по заправкам воздушных судов «Трансаэро» как в России, так и за рубежом, подчеркнули в компании.

Гендиректор группы компаний «Аэрофьюэлз» (крупный поставщик авиатоплива) Владимир Спиридонов предполагает, что привлечение «Газпромнефть-Аэро» как третьего лица означает, что иск может быть связан с задолженностью по поставкам авиатоплива по схеме факторинга: ФК «Открытие» могла кредитовать поставщика керосина, выкупая у него дебиторскую задолженность «Трансаэро».

На прошлой неделе, 11 августа, у «Трансаэро» уже возникли сложности с поставщиками топлива. Тогда международный аэропорт Владивостока уведомил Дальневосточное территориальное управление Росавиации о возможности возникновения проблем с заправкой самолетов «Трансаэро». В телеграмме говорилось, что из-за споров «РН-Аэро» («дочка» «Роснефти») и «Трансаэро» в аэропорту может возникнуть сбой. ТАСС со ссылкой на свои источники связывал проблемы с долгами перевозчика перед «РН-Аэро». «Роснефть» и «Трансаэро» тогда опровергли эту информацию.

В ​пресс-службе «Роснефти» РБК сказали, что нефтекомпания не собирается подавать в суд на авиаперевозчика. «Роснефть» поставляет авиакеросин в том числе в базовый для «Трансаэро» аэропорт Внуково. Источник в ЛУКОЙЛе также сказал РБК, что ее профильная «дочка», «ЛУКОЙЛ-Аэро», не собирается подавать в суд на «Трансаэро». По словам Владимира Спиридонова из «Аэрофьюэлз», перед его компанией у «Трансаэро» просроченной задолженности нет. «Аэрофьюэлз» заправляет перевозчика в Улан-Удэ, Кемерово, Перми, Нижнем Новгороде, Кургане и еще 20 пунктах за рубежом.

Авиаперевозки в первом полугодии 2015 года в цифрах

41,2 млн пассажиров перевезли российские авиакомпании в январе—июне — на 0,3 млн человек, или 0,7%, меньше, чем в январе—июне прошлого года

77,2% составил показатель занятости пассажирских кресел. По сравнению с первым полугодием 2014 года он снизился на 0,7 п.п. Для международных перевозок он вырос на 0,1 п.п., для внутренних — сократился на 0,9 п.п.

26,2 млн пассажиров, или 63,6% от общего объема перевозок, в январе—июне было перевезено пятью компаниями: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр» и «Россия». Один только «Аэрофлот» перевез 11,98 млн человек

35,9 тыс. руб. за тонну стоит авиакеросин от ЗАО «Топливо-заправочный сервис» во Внуково, самый дешевый среди трех московских аэропортов

Источник: Росавиация

К чему приводят неплатежи

С иска о взыскании долга за авиакеросин начиналось самое крупное пока в истории российского рынка авиационное банкротство — крах альянса AiRUnion в 2008 году. Впервые о тяжелом финансовом положении AiRUnion, который на тот момент занимал третье место по перевозкам среди российских авиакомпаний, но имел высокую долговую нагрузку, заговорили после того, как в мае 2008 года иск на 1,5 млрд руб. к компаниям альянса подал один из основных поставщиков топлива — ТД «Топливное обеспечение аэропортов». В течение лета 2008 года рейсы AiRUnion в разных аэропортах задерживались, из-за того что аэропорты не выпускали самолеты, требуя оплатить заправку без отсрочки платежа. Уже в конце августа ТЗК аэропорта Домодедово отказался заправлять самолеты AiRUnion, после чего альянс прекратил полеты и в результате был признан банкротом.

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напоминает, что для всех ушедших с рынка российских авиакомпаний критичным моментом становились именно проблемы с поставщиками топлива. Иск может стать тревожным сигналом для компании, у которой серьезные финансовые проблемы, опасается он.

Финансовые проблемы «Трансаэро» обсуждаются на рынке и в правительстве с прошлого года. Кроме долга перед поставщиками услуг (в том числе топлива), который составляет около 20 млрд руб., «Трансаэро» имеет большую задолженность перед финансовыми организациями — 66,9 млрд руб. В отчете компании по МСФО написано, что основными ее кредиторами по долгосрочным займам на конец 2014 года являлись Сбербанк России, Московский кредитный банк (ОАО), ПАО «Промсвязьбанк», АО «АКБ «Новикомбанк», Банк ГПБ (АО), ОАО «АКБ «Международный финансовый клуб», АО «Альфа-банк», ПАО «МТС Банк».

Поможет ли господдержка

В конце сентября 2014 года руководство «Трансаэро» обратилось в Минтранс за поддержкой. Перевозчик просил предоставления госгарантий по кредитам. В начале декабря 2014 года, как писал ТАСС, гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова отправила в правительство письмо, в котором сообщила, что уже до конца 2014 года существует риск приостановки полетов, так как компании нечем платить контрагентам: «Трансаэро» должна 2,5 млрд руб. «Роснефти» и почти 2 млрд руб. «Газпром-Аэро» за авиатопливо. В результате в конце декабря правительство выделило «Трансаэро» госгарантии в размере 9 млрд руб.

Но этих денег хватило ненадолго. Уже в марте 2015-го в «Ведомостях» появилась информация, что «Трансаэро» собирается обратиться за новыми госгарантиями на 40–50 млрд руб. В конце мая газета писала, что перевозчику могут потребоваться уже 70 млрд. Одновременно «Трансаэро» ведет переговоры о создании синдиката банков-кредиторов, которые бы реструктурировали ее долг. Организацией синдицированного кредита занимается один из крупнейших кредиторов авиакомпании ВТБ. К началу августа «Коммерсантъ» со ссылкой на доклад Минэкономразвития написал, что ведомство не исключает, что проблемные авиакомпании, в том числе «Трансаэро», могут уйти с рынка.

По словам источника в одной из авиакомпаний из топ-5, на прошлой неделе в Росавиации прошло совещание, посвященное финансовой устойчивости авиаперевозчиков, в том числе «Трансаэро», на котором были представлены цифры, свидетельствующие, что убыток авиакомпании в пересчете на одного пассажира с момента предоставления госгарантий только вырос. В Росавиации от комментариев отказались. А 19 августа совещание о ситуации в компании с участием Ольги Плешаковой и банков-кредиторов прошло уже у вице-премьера Аркадия Дворковича. По словам источника РБК, знакомого с ходом совещания, Плешакова заявила, что компании в короткие сроки необходимо получение госгарантии размером 22 млрд руб. Никаких решений по итогам совещания принято не было, знает источник РБК. В аппарате Дворковича от комментариев отказались, в «Трансаэро» совещание комментировать не стали, а цифру 22 млрд руб. опровергли. Однако сам вице-премьер сказал вечером в эфире телеканала «Россия 24», что правительство готово помогать авиакомпаниям, испытывающим финансовые проблемы, но «делать это нужно только в том случае, если есть понятная финансовая модель выхода из сложной ситуации». «Если нет, тогда придется смириться, что на рынке будет меньше авиакомпаний. Пока таких тяжелых решений мы не принимали», — сказал Дворкович.

Государство, конечно, хотело бы спасти «Трансаэро», чтобы минимизировать социальные последствия — увольнение работников компании и задержку пассажиров в аэропортах по всему миру, говорит Олег Пантелеев. Но в условиях, когда «Аэрофлот» и S7 не раз выказывали свою готовность вывозить застрявших пассажиров, вариант «не спасать» становится все реалистичнее, считает он.

При участии Тимофея Дзядко

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе