Морской логистический центр в Магадане обойдется в ₽20 млрд
Власти Магаданской области начали поиск подрядчика, который спроектирует и построит причальную инфраструктуру нового морского логистического центра в порту Магадана за 12,33 млрд руб. Соответствующий тендер размещен в ноябре на сайте госзакупок. Запрос предложений в электронной форме опубликовало ООО «Морской логистический центр», принадлежащее Корпорации развития Магаданской области (контролируется правительством региона).
В обосновании начальной цены контракта говорится, что победитель тендера должен будет построить причальную стенку длиной 450 м, основной пирс длиной 200 м и шириной 100 м, инженерные сети. Строительство основных и вспомогательных объектов, в частности, обойдется в 8,3 млрд руб., проектно-изыскательские работы и госэкспертиза — в 393,9 млн руб. В контракт также включены расходы на подготовительные работы, организацию строительства вахтовым методом, резерв на непредвиденные расходы.
Объекты должны быть сданы к 31 декабря 2029 года, говорится в конкурсной документации. Сроки подтвердили в пресс-службе правительства региона, добавив, что проект будет вводиться поэтапно. «Причальные сооружения мы планируем ввести в конце 2029 года. Насыщение портовой инфраструктурой по отдельным направлениям будет идти параллельно», — отметили там.
Что известно про проект в Магадане
Магаданский рыбный порт прекратил работу в 2010-е. Концепция реконструкции объекта была разработана региональными властями и начала публично обсуждаться с осени 2023 года. В рамках федерального проекта «Генеральная уборка» со дна бухты Нагаева было поднято около 20 судов. Частный инвестор нужен для строительства инфраструктуры для перевалки, хранения и растаможивания рыбы.
Для чего проекту частный инвестор
Частная составляющая проекта, по оценке регионального правительства, потребует еще около 8 млрд руб. инвестиций. В пресс-службе региона утверждают, что интерес к проекту проявляют ведущие логистические компании России. Инвестор должен будет построить объекты по грузовой обработке судов, склады, судоремонтные и сервисные центры, мощности по заморозке и переработке продукции морского промысла.
В конце 2023 года интерес к проекту проявляла FESCO (входит в логистический дивизион «Росатома») — одна из крупнейших логистических компаний России. Соглашение о намерениях было подписано между руководством компании и областным правительством. В пресс-службе компании сказали, что она «продолжает свое участие в проекте». Но источник РБК, близкий к FESCO, говорит, что окончательное решение об участии компании в проекте на данный момент не принято. «Коммерсантъ» со ссылкой на источники также указывал, что в качестве инвестора рассматривается местная рыболовная компания «Маг-Си Интернешнл». РБК направил запросы в «Маг-Си Интернешнл», а также другим крупным рыбопромышленникам — «Норебо» и Русской рыбопромышленной компании.
«Новый порт обеспечит комплексное обслуживание судов рыбопромыслового и транспортного флота. Безусловное преимущество Магадана — его близость к основным промысловым районам, а Тауйская губа в силу особенностей охотоморского побережья — единственное надежное укрытие. Рыбаки нуждаются в сервисе с возможностью межрейсовой стоянки, ремонта, снабжения и бункеровки судов, смены экипажей, а также в качественных стивидорных услугах», — передает слова руководителя департамента рыбного хозяйства Магаданской области Андрея Таболина пресс-служба администрации.
Новый порт сможет обеспечить ежегодную перевалку рыбы и других морепродуктов на уровне 250–300 тыс. т, а его общая грузовая база составит более 1 млн т в год, добавляют в областном правительстве.
«Этот проект не связан с импортными грузами — порт будет каботажным. Рыбная составляющая объясняется тем, что около 80% рыбы в Охотском море добывается именно в северной его части», — говорит собеседник РБК на логистическом рынке, знакомый с параметрами проекта.
Какие есть сложности у проекта
Собеседник РБК в одной из дальневосточных рыболовных компаний говорит, что основные объемы вылова биоресурсов в северной части Охотского моря, в которой и находится порт Магадана, наблюдаются в январе—апреле, когда прибрежные территории покрываются льдом. «В особо холодные зимы лед покрывает и отдаленные от берега участки моря. В этом случае промысел смещается южнее — в центральную часть Охотского моря», — объясняет рыбопромышленник.
По его словам, в теплое время года объемы вылова на этой территории относительно невелики. Этот фактор усложняет проект по созданию в Магадане крупного рыбного порта. «Основная часть выловленных на Дальнем Востоке рыбы и морепродуктов (75–80%) переваливается в портах Владивостока и Находки. При этом большая часть продукции не добирается до суши, так как сразу отправляется на экспорт», — объяснил собеседник.
Алексей Осинцев, президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), говорит, что с промысловых судов рыбопродукция отгружается на транспортные суда, которые доставляют ее в российские порты, в первую очередь в порт Владивостока — крупнейший логистический хаб региона. Контейнерные мощности также развиваются в Петропавловске-Камчатском и на Сахалине. По его словам, в порту Магадана есть два серьезных ограничения. «Порт недоступен без ледокольного сопровождения примерно с конца ноября до начала мая. Второе ограничение — отсутствие логистических путей из Магадана, кроме небольшого потока контейнерных отгрузок. Поэтому новый логистический комплекс актуален в первую очередь для прибрежного рыболовства — в случае доставки живой, свежей и охлажденной продукции, которую можно переработать на берегу. Тогда как для океанического — с учетом сезонности», — считает Осинцев.
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), отмечает, что ежегодно в российские порты поступает около 2 млн т рыбы и морепродуктов, основная часть которых добывается на Дальнем Востоке. Около 90% дальневосточной рыбы обрабатывает порт Владивостока, в том числе рыбу, добытую в отдаленных районах — Западно-Камчатской, Камчатско-Курильской и Северо-Охотоморской подзонах. В 2023 году рыбопромышленники добыли в этих районах 1,5 млн т водных биоресурсов (минтая, трески, сельди, сардины иваси, краба), что составляет почти треть всех российских уловов, сказал президент ВАРПЭ.
«Именно архаичная транспортная и логистическая инфраструктура — одна из главных проблем рыбной отрасли Дальнего Востока. Строительство нового порта в Магадане позволит рыбакам, ведущим промысел в отдаленных районах, снизить количество судо-суток, которые тратятся на переход из районов промысла во Владивосток, и тем самым снизить себестоимость продукции», — говорит он.
Появление новых мощностей должно позитивно сказаться и на стоимости услуг в портах за счет повышения конкуренции между терминалами, что положительно скажется на экономике компаний рыбной отрасли. Ежегодно рыбаки тратят на услуги, связанные с заходом и выходом из порта, более 1,5 млрд руб., говорит Зверев.
Он добавил, что реконструкция порта Магадан ведется при поддержке членов ВАРПЭ — ГК «Морской волк» и Магаданской ассоциации рыбопромышленников. «Магадан способен стать «северными воротами» Охотского моря. Это единственный порт на побережье, способный принимать большие грузы. Восстановление причальных стенок и создание инфраструктуры для хранения грузов и их таможенного оформления позволят создать новые транспортные коридоры для доставки дальневосточной рыбопродукции как на внутренний, так и на внешние рынки и разгрузить порты Приморья», — считает глава ассоциации.