Бизнес, 19 дек 2014, 00:37

$1,9 млрд на онлайн-ТВ: как Цзя Юэтин заработал на «супертелевидении»

41-летний Цзя Юэтин стал миллиардером благодаря собственной компании Leshi Internet Information and Technology, специализирующейся на онлайн-телевидении. Впрочем, «супертелевидением» (SuperTV – так называется линейка телевизионных приставок компании) он ограничиваться не намерен. Leshi начала разработку собственного «суперэлектромобиля», который, по задумке бизнесмена, должен стал лучшим в мире.
Читать в полной версии
(Фото: Getty Images)

Цзя Юэтин родился в центральной части Китая в провинции Шаньси. После окончания местного университета он год проработал в налоговой инспекции, а затем несколько лет трудился в одной из угледобывающих компаний (на Шаньси приходится около четверти добычи угля в стране). Работать «на дядю» ему, однако, надоело, и Цзя Юэтин открыл собственный бизнес по продаже телекоммуникационного оборудования государственным предприятиям. Позже эта компания с головным офисом в Пекине стала называться Sinotel Technologies. С 2007 года акции Sinotel Technologies, специализирующейся на решениях для беспроводной связи, котируются на фондовой бирже Сингапура, ее рыночная капитализация составляет около $16 млн.

Как рассказывается в издании банка HSBC «Магнаты Китая 2014», в 2003 году молодой бизнесмен познакомился с журналистом электронного журнала Week in China Лю Хуном. Вместе они основали компанию, предлагающую ТВ-контент LeTV. За основу партнеры взяли систему подписки для просмотра фильмов и видеороликов американской компании Hulu. Гендиректором стал Цзя Юэтин. LeTV быстро росла, уже в 2010 году у нее появилось интернет-направление Leshi Internet. Постепенно стартап стал производить и собственный ТВ-контент. Кроме того, у Leshi Internet Information and Technology (так теперь называется компания) есть собственная киностудия, а также сайт по продаже вин.

В 2003 году китайская компания запустила совместно с тайваньской Foxconn новое для себя направление – смарт-ТВ. Цзя Юэтин познакомился с главой Foxconn Терри Гуо в июне 2012 года на одном мероприятии, где тот был почетным гостем. Когда Цзя Юэтин попросил о встрече с ним, Гуо сказал, что может выделить ему лишь пять минут перед обедом. Китайский бизнесмен воспользовался этим шансом и рассказал Гуо, как Foxconn может «побить» Samsung благодаря целостной «экологической» модели LeTV, объединяющей электронные гаджеты и их содержание в интерактивное телевидение. Гендиректор Foxconn заинтересовался и потратил на переговоры о стратегическом партнерстве с главой китайской фирмы целую неделю. В марте 2013 года Foxconn объявила, что будет производить Super TV вместе с LeTV, и получила 20% акций в подразделении LeTV. Еще одним инвестором смарт-ТВ стал Ли Кай-Фу, бывший глава Google China, основатель бизнес-инкубатора Innovation Works. Новый «супертелевизор» под названием X60 i с собственной операционной системой вышел на рынок летом прошлого года.

От «супертелевидения» к «суперавтомобилю»

Недавно Цзя Юэтин, чье состояние Forbes оценивает в $1,9 млрд, заявил о намерении создать принципиально новое направление в собственной компании – производство электромобилей. Как сообщил глава Leshi в письме Bloomberg, компания планирует получить лицензию и создать электромобиль, который будет лучше, чем у пионера отрасли – американской Tesla. Он не раскрыл подробностей, сообщив лишь о том, что хочет разработать инновационное транспортное средство, у которого будет несколько сенсорных экранов, заменяющих традиционные пульты и панели управления. Автомобилисты благодаря облачной платформе компании смогут воспользоваться функциями беспилотного вождения, автоматической парковки, позиционирования и поиска.


Leshi Internet Information and Technology в цифрах

$4,8 млрд составляет рыночная капитализация компании по состоянию на 18 декабря 2014 года

5 минут потребовалось Цзя Юэтину, чтобы заинтересовать предложением о сотрудничестве главу Foxconn Терри Гоу

1-е место занимает Цзя Юэтин в рейтинге лучших генеральных директоров китайских компаний в 2014 году по версии Forbes China

В $1,9 млрд оценивает Forbes состояние главы Leshi Internet Information and Technology

78-е место занимает Цзя Юэтин в рейтинге самых богатых китайцев по версии Forbes.


В сервисе микроблогов Weibo Цзя Юэтин высказался еще менее скромно: «Мы намерены обогнать традиционных японских и корейских гигантов индустрии, создав эффективное решение для городского смога и заторов и позволив каждому жителю Земли водить «суперкар» и дышать чистым воздухом». Чтобы еще больше впечатлить интернет-сообщество, он добавил к своему посту мрачную фотографию городского смога.

Пресс-служба Leshi сообщила Forbes, что компания работает над проектом электромобиля Super Electric Eco-System уже с начала этого года и рассчитывает, что он будет лучше, чем у Tesla. Как пишет Chicago Tribune со ссылкой на главу Leshi Internet of Vehicles Хэ И, китайская компания тесно сотрудничает с BAIC Motor и планирует совместно работать с другими традиционными автоконцернами. В начале этого года Leshi вместе с BAIC Motor инвестировала средства в американского производителя батарей Atieva, уже сейчас у китайской компании есть исследовательский центр в Кремниевой долине.

Как рассказал Bloomberg аналитик iResearch Люк Сюй, «Leshi пытается диверсифицировать бизнес, и его глава хочет сделать компанию больше и войти в новые отрасли. Правительство поддерживает индустрию электромобилей, и каждый видит возможности на быстрорастущем рынке».

Электромобиль made in China

Правительство Китая, который переживает ухудшение экологической ситуации, поставило перед собой задачу сократить выбросы парниковых газов и снизить зависимость от импорта нефти. Для этого оно намерено, в частности, вывести на рынок до 2020 года 5 млн экологичных автомобилей.

Дефицит 
зарядных станций

На пути к выполнению этих планов стоит серьезная проблема – нехватка станций для подзарядки. По словам источников Bloomberg, для ее решения власти страны собираются стимулировать спрос на машины нового типа и рассматривают возможность выделения 100 млрд юаней ($16,3 млрд) на строительство зарядных устройств для автомобилей.

Западный опыт

Соответствующие меры хотят принять и местные власти, а также сами производители. Так, правительство Шанхая к 2015 году планирует построить 6 тыс. точек для подзарядки и увеличить число электрокаров на дорогах города до 13 тыс. Для этого оно сотрудничает с производителями, например с германским BMW, который вместе с Bosch разработал компактную станцию весом 45 кг, монтируемую на стену и позволяющую заряжать электромобили как BMW, так и других компаний.

Ведущий разработчик электрокаров в США Tesla, у которого в Штатах собственная сеть зарядных станций и который в апреле начал продажи своего электромобиля S в КНР, при сотрудничестве с мобильным оператором China Unicom намерен построить 400 точек для подзарядки в 120 китайских городах, а также 20 «суперстанций», позволяющих заряжать батарею электромобиля в 16 раз быстрее, чем на обычной точке. Сейчас в Китае действует около 170 точек для подзарядки Tesla и 17 «суперстанций».

В планах смягчение 
законодательства

Ранее компании, не занимающиеся автопроизводством, не могли получить в КНР лицензию на разработку электромобилей. Теперь, возможно, ситуация изменится. Разработан законопроект, разрешающий производство транспортных средств, использующих электроэнергию, любым компаниям, имеющим более чем трехлетний опыт исследований и разработки продукции и необходимые производственные мощности. О намерении получить соответствующую лицензию уже заявили некоторые компании, в том числе поставщик автозапчастей «Ваньсян Груп».

Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Сауны и ледяные ванны: как разные температуры влияют на наш организм
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость