Бизнес предупредил о дефиците свинца из-за мусорной реформы
Из-за новых правил сбора и утилизации отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов (ОСКАБ), которые должны вступить в силу с 1 марта, использующие свинец предприятия могут столкнуться с перебоями в поставках отечественного свинца. Об этом, как пишет «Коммерсантъ», говорится в письме, которое 13 предприятий отрасли направили в правительство, Минпромторг и Совет Федерации. Среди подписантов — ведущие предприятия отрасли, в том числе УГМК, ГК АКОМ, Тюменский аккумуляторный завод, «Фрегат», «Концэл» и «Электрокабель».
По новой схеме обращения с токсичными отходами 1-го и 2-го классов опасности единым оператором станет структура «Росатома» — ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО). Авторы письма считают, что схема разрушит устоявшуюся систему и инфраструктуру сбора аккумуляторов, а новую к этому времени создать не успеют.
С марта за сбор и переработку ОСКАБ придется заплатить по тарифу ФЭО, который еще неизвестен. Для приема использованных батарей у населения в каждом федеральном округе будет отобран на торгах один оператор-утилизатор, который должен будет заключить с ФЭО договор и создать пункты сбора ОСКАБ у населения. Юридически лица должны будут заказывать утилизацию через онлайн-систему, а ФЭО будет подбирать способ транспортировки и переработки.
Авторы письма предлагают исключить ОСКАБ из-под действия 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», чтобы не допустить «остановки свинцовой отрасли».
Газета приводит данные ассоциации «Экобат», по которым в России ежегодно образуется около 317 тыс. т ОСКАБ, главным образом автомобильных аккумуляторных батарей, выручка от продажи ОСКАБ достигает 27 млрд руб. Всего же в России ежегодно производится 200 тыс. т вторичного свинца на 35,6 млрд руб.
В письме говорится, что люди начнут просто выбрасывать старые аккумуляторные батареи на свалки.
В ФЭО не разделяют эти опасения. Там заявили, что законодательство не устанавливает монополии ФЭО на работу с отходами 1-го и 2-го классов опасности. Оператор с 1 марта собирается начать работу в первую очередь с юридическими лицами, у которых нет собственных мощностей по переработке отработанных аккумуляторов.
В августе 2021 года Минэкономразвития выступило за перенос реформы расширенной ответственности производителя (РОП), которая предполагает, что производители должны будут сами утилизировать товары и их упаковку или платить за это экосбор, на два года — с 2022 на 2024 год.
Свои замечания Минэкономразвития представило к поправкам в закон «Об отходах производства и потребления» и ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», которые подготовило Минприроды для реализации реформы РОП. Текущий планируемый срок начала реформы (1 января 2022 года) в министерстве назвали «нереализуемым» и предложили предусмотреть поэтапный переходный период для его вступления в силу продолжительностью не менее двух лет с учетом пересмотра существенной части его положений и «объективной оценки фактора исполнимости».
Как писал «Коммерсантъ» в декабре 2021 года, с 1 марта ФЭО намерен начать самостоятельно собирать старые батарейки у населения. Оператор обсуждал эту возможность с участниками рынка после совещания в Минприроды. Он предложил лишить импортеров права собирать, транспортировать и утилизировать батарейки. В таком случае из магазинов пропадут контейнеры для их сбора. В качестве новой базы сбора ФЭО рассматривает отделения «Почты России». Газета со ссылкой на документ от 19 ноября отмечала, что ФЭО также предлагал обязать магазины получать паспорта опасности на контейнеры с батарейками.
По информации источников газеты, раньше госкорпорация предлагала только наблюдать за движением батареек на своей платформе. Как заявили тогда в ФЭО, на совещании 26 ноября обсуждались четыре возможных подхода по регулированию обращения с отходами, протокол направлен в Минприроды. В организации заверили, что компании, которые самостоятельно организуют сбор и утилизацию батареек, продолжат это делать, но должны будут предоставлять оператору информацию через онлайн-систему. При этом с «Почтой России» обсуждается лишь возможность перевозки, а не сбора батареек в отделениях.