Бизнес, 20 мар 2020, 00:00

Рыбаки предупредили о риске остановки промысла в Баренцевом море

Из-за закрытых на карантин портов они рискуют потерять до 70 млрд руб.
Российские суда, ведущие вылов в Северном бассейне, могут остановить промысел в связи с закрытием на карантин из-за коронавируса иностранных портов. Если это продлится с марта по май, рыбаки могут лишиться улова на 70 млрд руб.
Читать в полной версии
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

О риске возможной остановки промысла в Северном рыбохозяйственном бассейне в связи с мерами борьбы с распространением коронавируса COVID-19 сообщил РБК президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев. В четверг, 19 марта, организация направила письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову, в котором просит принять ряд «неотложных мер» для поддержания рыбохозяйственной отрасли в рамках правительственных мер для обеспечения устойчивого экономического развития в условиях пандемии коронавируса.

В частности, одна из проблем связана с тем, что российские суда, которые ведут добычу в Баренцевом море и других водах Северного бассейна, не могут сейчас заходить в иностранные порты для смены экипажа, получения снабжения и выполнения погрузки и разгрузки, поскольку власти ряда стран ввели ограничения из-за коронавируса, поясняют в ВАРПЭ. Так, Норвегия, где большинство российских судов сменяло экипажи, с 16 марта частично закрыла порты.

Почти 90% промысла в Северном рыбохозяйственном бассейне добывают 80 судов, которые относятся к так называемым незаходным в российские порты, пояснили в ВАРПЭ. Это новые суда, купленные за рубежом, а также те, что ремонтируются и обслуживаются в иностранных портах, поскольку в России нет подходящей инфраструктуры. Чтобы зайти в российские порты, им нужно пройти соответствующее таможенное оформление. Полная растаможка одного судна стоит около $650 тыс. и занимает в среднем десять дней, а более дешевый вариант, так называемый временный ввоз, на три дня, — в среднем $50 тыс., указывает Зверев. Большинство экипажей сейчас завершают рейс, который длился три месяца, и, по словам главы ВАРПЭ, не смогут продолжить работу либо их производительность труда будет «крайне низкой».

Из-за текущей ситуации существует риск «фактически полной остановки промысла в Северном рыбохозяйственном бассейне», где добывается 20% всего российского улова в тоннах и 40% — в денежном выражении, поясняет Зверев. В этих водах добывают в основном треску, пикшу, путассу, сельдь, скумбрию, палтуса, а также краба, всего около 1 млн т ресурсов в год, уточнили в ВАРПЭ. Для сравнения, общий улов российских рыбаков в 2019 году, по данным Росрыболовства, составил 4,9 млн т. Если карантинные меры продлятся с марта по май, это, по оценкам ВАРПЭ, может привести к недолову только главных объектов — трески, пикши, путассу и палтуса на общую сумму около 52 млрд руб. Кроме того, карантин с марта по май приведет к тому, что рыбаки не смогут освоить полностью квоту на вылов ряда ресурсов, в частности трески и пикши, общий недолов рыбы может составить 200–250 тыс. т на сумму около 70 млрд руб.

Проблемы у российских судов из-за закрытия на карантин иностранных портов действительно есть, подтвердил РБК замгендиректора крупнейшего в России добытчика трески и пикши «Норебо» Сергей Сенников. Он поясняет, что в порты Норвегии российские суда сейчас заходить могут, но без высадки экипажей и контакта между ними, работниками порта и другими лицами. По его словам, есть риск «если не полной остановки, то существенного снижения» промысла, так как суда не смогут работать без замены экипажа. При этом в российские порты сейчас тоже можно заходить лишь при условии, что прошло не менее 14 дней после захода в иностранный порт, подчеркивает Сенников. Он надеется, что рыбопромысловым компаниям удастся договорится с таможней о порядке захода судов в порт Мурманск.

В письме Белоусову ВАРПЭ просит с 1 апреля 2020 года временно разрешить судам, не помещенным под таможенную процедуру для выпуска для внутреннего потребления в ЕАЭС (то есть незаходным судам), заходить в российские порты без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и т.д. Мера, о которой просит ассоциация, уже использовалась один раз, подчеркивается в письме: в 2019 году ее предложил губернатор Мурманской области Андрей Чибис, чтобы установить на рыбопромысловые суда системы спутниковой связи. Сейчас такой шаг позволит рыбакам продолжить промысел и избежать недолова, уверен Зверев. Кроме того, ВАРПЭ просит освободить российские суда от обязанности проходить контрольные пункты при входе и выходе из исключительной экономической зоны России — это, по оценкам ассоциации, позволит рыбной отрасли избежать еще 14 млрд руб. издержек.

В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова РБК сообщили, что все предложенные меры обсуждаются и рассматриваются в рамках заседаний правкомиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, такая работа ведется в постоянном режиме.

Вопрос о мерах поддержки рыбной отрасли в связи с коронавирусом обсуждался и на совещании в Росрыболовстве в четверг, 19 марта, указывает Зверев. Глава ведомства Илья Шестаков заявил РБК, что риска остановки промысла не видит: рыбопромысловые суда «и раньше не всегда заходили в порт — они перезагружались меняли экипажи, в том числе через транспортные суда», к тому же могут швартоваться к промысловым и принимать продукцию в открытом море, а также доставлять снабжение.

Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
Что нужно проверить перед подписанием договора при покупке франшизы
Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году