Бизнес, 20 апр 2021, 10:33

Находившаяся на грани банкротства группа FESCO снизила долг на 30%

Группа FESCO, которая в 2020 году оказалась на грани банкротства из-за долговых обязательств, с конца 2019 года снизила долг на 30%, до $376 млн. Ее крупнейший кредитор ВТБ согласился перевести большую часть долга в рубли
Читать в полной версии
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Финансовая задолженность транспортной группы FESCO перед банком ВТБ на 1 апреля 2021 года составила $376 млн, говорится в сообщении компании. Это на 29% меньше задолженности компании перед банком по итогам 2019 года, которая составила 32,6 млрд руб. ($527 млн по курсу ЦБ на 31 декабря 61,9 руб.).

При этом консолидированный долг компании (помимо обязательств по кредитам и займам включает обязательства по лизингу) достигал $634,7 млн. Общий объем задолженности на 1 апреля компания не раскрывает.

ВТБ открыл FESCO кредитную линию в конце 2017 году на сумму до $680 млн и сроком на пять лет (до 2022 года), став крупнейшим кредитором компании. Залогом по этому кредиту стало сразу несколько активов «Суммы» Зиявудина Магомедова и его партнеров, включая 73,7% акций FESCO, которые принадлежали Магомедову, американскому фонду TPG и GHP Group Марка Гарбера. Магомедову принадлежит 32,5% FESCO, а TPG, который владел 17,4% группы, и Гарбер (23,8%) в конце 2020 года продали свои доли бизнесмену Михаилу Рабиновичу и его партнерам. Покупатели получили контроль над FESCO, а один из них — Андрей Северилов — возглавил ее совет директоров.

ВТБ является «фактически единственным кредитором компании», говорил в интервью РБК первый зампред ВТБ Юрий Соловьев в марте 2020 года. По условиям кредитов у банка есть change of control: если компанию продадут, у него есть право предъявить эти кредиты к погашению. Но этим правом банк не воспользовался.

FESCO также подписала с ВТБ новый кредитный договор на сумму 25,8 млрд руб. ($323 млн) для рефинансирования большей части текущих обязательств перед банком, указано в сообщении группы. «По результатам сделки FESCO получила более комфортные условия обслуживания долга: снижение процентной ставки, изменение валютной структуры долга, которое позволит обеспечить принцип естественного хеджирования валютных рисков, продление срока погашения основного долга и сокращение суммы ежеквартального платежа», — отмечает пресс-служба FESCO.

Сроки нового кредита и процентная ставка по нему не раскрывается, но, исходя из текста сообщения, ВТБ согласился конвертировать основную часть долга компании из долларов в рубли по курсу до 80 руб./$. ЦБ установил курс на 20 апреля 76,249 руб./$.

Такое изменение параметров кредита стало возможным благодаря значительному улучшению финансовых показателей группы в течение последних трех лет, отмечает пресс-служба FESCO. «Менеджмент FESCO очень профессионально сработал и резко улучшил эффективность бизнеса, для сравнения: в 2017 году EBITDA группы была 7,8 млрд руб., в 2018-м — 10,5 млрд руб., по итогам 2020 года — 11,6 млрд руб.», — заявила в интервью РБК экс-глава совета директоров FESCO Лейла Маммедзаде в феврале 2021 года. 

Но несмотря на это, над компанией висела необходимость выплаты основной части долга перед ВТБ, замечала Маммедзаде. Если не реструктурировать задолженность, за 2021–2022 годы объем выплат банку будет «огромным», но такой «экономической силы» у FESCO не было, и это означало, что она могла уйти в банкротство, предупреждала она. «Угроза падения в банкротство не выдуманная, она была фактическая на столе в 2020 году, учитывая экономические трудности, в том числе вызванные коронавирусом», — подчеркивала она.

«Мы благодарим банк ВТБ за плодотворную работу, результатом которой стало рефинансирование задолженности группы, — отмечает теперь президент FESCO Аркадий Коростелев (его слова передала пресс-служба). — Наше финансовое состояние станет более устойчивым, что позволит направлять значительные средства не только на текущую операционную деятельность, но и на реализацию инвестиционных проектов».

FESCO планирует опубликовать консолидированные финансовые результаты за 2020 год по МСФО в конце апреля. 13 апреля Коростелев сказал, что выручка группы выросла на 9%, то есть на 5,1 млрд руб. — почти до 62 млрд руб. Интермодальные перевозки выросли примерно на 14%, международные морские перевозки — на 17%, каботажные (внутрироссийские) — на 3%, добавил он.

Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Как оптимизировать загрузку и перестать возить воздух в фурах
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ
Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами
Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид