Протесты дальнобойщиков, 20 ноя 2015, 21:33

Магазины сообщили о сбоях в поставках из-за введения сбора с грузовиков

Проблемы первых дней работы новой системы оплаты проезда большегрузов обернулись для российского ретейла недопоставками. От 1 до 9% продукции не были привезены вовремя, подсчитали в отраслевой ассоциации АКОРТ
Читать в полной версии
(Фото: Станислав Красильников/ТАСС)

Еда опоздала в магазины

​Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), представляющая интересы 39 крупнейших ретейлеров России, подсчитала объемы недопоставок в магазины и распределительные центры продовольственных ретейлеров за первые дни работы новой системы платы за проезд грузовиков. В зависимости от категории товара в период с 16 по 19 ноября 2015 года включительно до розничных точек и складов вовремя не доезжало от 1 до 9% продукции (такая доля продукции приехала с опозданием или не приехала вовсе).

Самые высокие объемы недопоставок — 3–9% от всего количества запланированных поставок в категории — были в категориях сахара и его заменителей, косметике, макаронных изделиях и снеках, рассказал РБК представитель ассоциации. Поставщики товаров из хлебобулочной и мучной категории, чая, яиц, рыбы и рыбных товаров, детского питания, а также алкогольных и слабоалкогольных напитков задержали или не поставили 1–3% товаров. Менее одного процента недопоставки пришлось на кондитерские изделия, бытовую химию, молоко и молочные товары, мясо и овощи.

Основные проблемы с недопоставками розница испытывала на крупнейших розничных рынках страны — в Москве и Московской области. На эти регионы пришлось 45% объема недопоставки, рассказали в АКОРТе.

Директор Союза независимых сетей (представляет региональных игроков) Сергей Кузнецов рассказал РБК, что и у участников союза есть проблемы с поставками, но они не так масштабны. «Участники союза используют меньше высокотоннажного транспорта и реже, чем федеральные игроки, используют для логистических путей федеральные трассы, потому что в основном ориентированы на региональных поставщиков. Однако в первые дни начала работы системы многие из игроков испытали проблемы с доступностью транспорта, кроме того, практически в два раза выросла его стоимость», — пояснил Сергей Кузнецов. ​

Система взимания платы за пр​оезд грузовиков разрешенной максимальной массой свыше 12 т по федеральным трассам начала работать в России 15 ноября. Вносить сбор перевозчики должны через систему «Платон», оператором которой год назад без конкурса стала компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (по данным СПАРК, оператор на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга, Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»).

Почему начались проблемы

В идеале система работает так: транспортные компании обязаны зарегистрировать автомобили на сайте «Платона» и перед рейсом пополнить счет в личном кабинете системы. Чтобы деньги списывались со счета, перевозчик либо оформляет маршрутную карту, либо устанавливает бортовое устройство, предназначенное для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам. 1 км пути стоит 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года цена вырастет до 3,06 руб.

Однако уже за несколько дней до запуска системы участники рынка — и ретейлеры, и представители логистических компаний предупреждали о возможных проблемах с перевозками: не у всех компаний парк автомобилей обеспечен бортовыми устройствами. В минувшее воскресенье, 15 ноября, сайт «Платона» работал с перебоями, в понедельник, когда пользователи стали массово заходить в систему, перестал загружаться совсем (собеседники РБК предоставляли скриншоты с сайта системы).

Большая часть федеральных ретейлеров, в частности «Магнит», X5 Retail Group и другие, владеют крупными автопарками, в которых есть и высокотоннажный транспорт. Будучи крупными логистическими игроками, они одними из первых получили бортовые устройства для своего транспорта. Однако многие из них пользуются услугами сторонних компаний на разных участках доставки. У второго по обороту розничного игрока — X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») — собственный парк полностью обеспечен бортовыми устройствами, сообщал ранее ее представитель Олег Полетаев. Однако треть поставок из распредцентров до магазинов осуществляют партнеры-логисты X5. По данным Полетаева, на конец прошлой недели их автопарки были укомплектованы необходимыми устройствами только на 10–15%. Тогда продолжали заниматься установкой бортовых устройств и логистические партнеры «Дикси» и «Ленты». Кроме того, о проблемах с доставкой продукции ретейлерам на этой неделе начали сообщать поставщики, которые чаще всего используют логистические мощности сторонних компаний.

Во вторник, 17 ноября, ассоциация поставщиков Руспродсоюз даже обратилась к двум крупнейшим ассоциациям российских ретейлеров — АКОРТ и Союзу независимых сетей (представляет региональных игроков) — с письмом, в котором попросила участников обоих объединений воздержаться от штрафов за ситуации с недопоставкой товаров, связанных с проблемами у автоперевозчиков. Как сообщалось в письме, некоторые перевозчики, опасаясь выставления штрафов за неуплату дорожного сбора, вообще отказывались от перевозок грузов по территории Москвы и Московской области.

По данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко), в первые дни работы системы ежедневно от 12 до 20% поставок молочной продукции не доезжали до складов и магазинов ретейлеров. Под требование уплаты транспортного сбора попадает более 90% молоковозов, доставляющих сырое молоко на перерабатывающие заводы, со средним плечом доставки по стране в 600 км, указано в письме союза, адресованном премьер-министру Дмитрию Медведеву (есть в распоряжении РБК). «Переработчики уже сейчас сталкиваются с дефицитом транспорта на рынке для доставки немолочного сырья, ростом тарифов на перевозку сырого молока и готовой продукции на 15%, — указано в письме. — Учитывая короткие сроки хранения цельномолочной продукции, штрафные санкции за нарушение сроков поставки со стороны торговых сетей, ситуация со срывами отгрузок с каждым днем усиливает напряжение на рынке».

Начнут ли ретейлеры массово штрафовать поставщиков, пока не ясно. Представитель АКОРТ в ответ на вопрос пояснила, что у каждой сети свои формы договоров с поставщиками и единого решения для всех быть не может.

Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ
Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид