Бизнес, 20 дек 2021, 02:00

Банк «Яндекса» будет выдавать кредиты водителям и курьерам

В 2022 году Яндекс Банк может выдать первый кредит. Основная цель финтех-направления — поддержка транзакционных сервисов ИТ-холдинга и создание продуктов для тех, кто сейчас в их получении ограничен, например самозанятых
Читать в полной версии
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

В 2022 году Яндекс Банк может выдать первый кредит, рассказал в интервью РБК Тигран Худавердян, глава «Яндекса».

Об интересе ИТ-холдинга к созданию финансовых продуктов стало известно осенью прошлого года: «Яндекс» тогда договаривался о выкупе акционерного капитала TCS Group (головная структура Тинькофф Банка), но сделка в итоге не состоялась. Однако интереса к банковскому сектору «Яндекс» не потерял. Как объяснял ранее Худавердян, после срыва сделки с TCS компания выбирала между разными стратегиями: «Будем ли мы это делать в партнерстве, будет ли это неорганический рост с помощью, возможно, покупки или объединения с другими игроками, или, может быть, все начнем с нуля». В итоге в середине июля 2021-го ИТ-холдинг приобрел за 1,1 млрд руб. банк «Акрополь», получив в рамках сделки все лицензии организации, в том числе банковскую. В сентябре он был переименован в Яндекс Банк. «Лицензии «Акрополя» позволят компании развивать направление финансовых сервисов и создавать новые продукты для пользователей и партнеров», — объясняли в компании.

Как признается Худавердян, банковский бизнес «сложный, где даже если есть идея и концепция, нужно быть аккуратным». «Суперинноваторами» в банковских продуктах «Яндекс» быть не планирует: «Наша основная задача — это предоставить финансовый сервис, который скругляет углы и делает более доступными в использовании транзакционные сервисы «Яндекса» для наших партнеров и ядерной аудитории. Мы также хотим сделать более удобными процессы оплаты и предоставить сервисы той когорте населения, которая сейчас в некотором смысле ограничена в получении финансовых услуг».

Среди таких категорий населения, по его словам, — водители такси и курьеры в статусе самозанятых, которые по разным причинам сейчас не имеют возможности получать финансовые услуги у банков: «В частности, потому что их доходы, транзакции не всегда видны крупным банкам. И они вынуждены пользоваться микрофинансовыми организациями, брать, например, кредиты под очень высокие проценты». Как объясняет Худавердян, причина отказа — отсутствие или минимальный объем информации о потенциальных заемщиках даже в БКИ. У «Яндекса» же, по его словам, благодаря разным сервисам есть много различных данных, которые могут использоваться для оценки: «Например, мы знаем, что человек работает водителем такси — уже три года или полгода — совершает 15 поездок в день. Или это пользователь, который имеет хорошую историю в использовании разных транзакционных сервисов: вовремя оплачивает покупки в рассрочку и так далее. И мы можем принять решение, что можем выдать кредит под процентную ставку, которая доступна вам, получающей зарплату в РБК и предоставляющей справки в банк. Это выравнивает условия для всех этих людей».

Понятие самозанятости появилось в российском законодательстве в 2017 году. Как рассказывал РБК в ноябре Даниил Егоров, глава Федеральной налоговой службы, число самозанятых и индивидуальных предпринимателей в России сравнялось — примерно по 3,5 млн человек обеих категорий. Стать самозанятыми могут предприниматели без наемных работников, чей доход не превышает 200 тыс. руб. в месяц (или 2,4 млн руб. в год). Самозанятые платят 4% за услуги физлицам и 6% при работе с компаниями вместо стандартной ставки подоходного налога (НДФЛ) 13%. «Яндекс», как отмечал ранее глава правительства Михаил Мишустин, стал одной из первых компаний, которая интегрировала в свою систему сервис для самозанятых «Мой налог»: «Очень важно, что Аркадий (Волож, сооснователь «Яндекса». — РБК) первый поддержал наши начинания при создании мобильного приложения [«Мой налог»], сделал API-интерфейс. И очень важно, что все «Яндекс»-таксисты (водители — партнеры «Яндекс.Такси». — РБК) на сегодняшний день имеют возможность работать самозанятыми абсолютно в легальном поле», — отмечал премьер. По данным «Яндекс.Такси» на середину августа 2020-го, более 170 тыс. самозанятых водителей выполняли заказы сервиса.

Но большинству самозанятых тесно в тех рамках, которые устанавливает для них эта форма регистрации занятости, показал совместный опрос AliExpress, Ozon и Wildberries. Так, 71% участников опроса посчитали необходимым увеличить лимит на оборот самозанятых. На вопрос о том, есть ли потребность в сервисах, которые сейчас не работают с самозанятыми, мнение участников опроса разделилось поровну. Те, кто высказался положительно, сочли, что им не хватает банковских, логистических сервисов, услуг по предоставлению кредитов, складских сервисов, приема бесконтактной оплаты, работы с некоторыми маркетплейсами, а также услуг по регистрации бренда и сертификации.

К вам придут раньше. Почему подрядчику не стоит слепо верить госзаказчику
Как пошлины Трампа разогнали «чипфляцию» в США
Триггерный маркетинг «как из Pinterest» — когда это работает
ИИ-стартап Anthropic собрался на IPO. Почему это может быть плохой идеей
Какие шаги нового руководителя позволяют преодолеть недоверие команды
83 млн рабочих мест исчезнут. Какие метанавыки помогут спасти карьеру
Серые продажи и новые обязанности маркетплейсов: что нужно знать селлерам
Должник умер: как взыскать деньги и имущество с его наследников