Продавцы машин с пробегом отказались резко поднимать цены
Nexia и Lada снова в цене
В декабре 2014 года в России было продано 604,1 тыс. подержанных автомобилей – на 19% больше, чем за тот же период годом ранее, и на 26% выше результата предыдущего месяца. Такие данные вчера опубликовал «Автостат». В целом в прошлом году объем продаж на вторичном рынке достиг 6,1 млн штук, рынок подержанных автомобилей второй год подряд показывает устойчивый рост на уровне 6%, тогда как продажи новых автомобилей два года снижаются – на 5 и 10% соответственно. Вторичный рынок более устойчив в нестабильной экономической ситуации, говорит директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов.
В 2014 году большинство автопроизводителей повышали цены на новые автомобили на фоне девальвации рубля. Средняя цена нового автомобиля в минувшем году выросла на 10%, примерно до 1 млн руб., полагает директор «Автостата» Сергей Целиков. Опрошенные РБК дилеры считают, что средняя цена автомобиля в 2014 году выросла до 1,2 млн руб. – это плюс 33% к ценам 2013 года.
Резкое повышение цен на первичном рынке заставляет покупателей переключать внимание на рынок автомобилей с пробегом, поясняет ведущий аналитик «Автостата» Азат Тимерханов: «Цены там тоже начали расти, но не такими темпами, как у новых машин». Рост был и на вторичном рынке, но только по некоторым моделям, уточняет директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов.
По данным Auto.yandex.ru, средний рост цен 20 самых продаваемых в России автомобилей составил 6,1%, а их суммарная средняя стоимость выросла на 7,8%.
Верность Lada
Лидером рынка остается Lada, ее вторичные продажи выросли на 0,8%, до 163,7 тыс. штук. Но по году бренд потерял 0,3%, или 1,9 млн штук. Среди иномарок на первом месте была Toyota: за месяц продано 69,6 тыс. штук, на 15,6% больше, чем в декабре прошлого года. По итогам года марка сохранила положительную динамику, ее продажи выросли на 3,1%, до 680 тыс. штук. На втором месте – Nissan (рост на 31,9% и 12,3% соответственно), на третьем – Chevrolet (рост на 40,2% и 18%). Замыкает пятерку брендов-лидеров декабря Hyundai (рост на 46,4% и 15,9%). В топ-10 декабря попали также бренды Ford, Volkswagen, Mitsubishi, Kia, Renault – у всех положительная динамика выше 25%. Рекордсмен по динамике в декабре – Kia – плюс 62,5%, она же лидирует среди первой десятки и в целом по году (+25,8%).
«Чем новее машина, – продолжает он, – тем сильнее ее цена привязана к первичному рынку. И наоборот. Например, повышение стоимости нового автомобиля на 40% даст 20–30%‑й рост на годовалый аналог. А после семи-восьми лет эксплуатации цена вообще не меняется».
Исторический минимум
Продажи автомобилей в 2009 году, во время предыдущего финансового кризиса, бодро стартовали в начале года. Но дело было не в возросших доходах людей, а в небывалых в истории российского авторынка скидках, которые предлагали дилеры и автопроизводители. В предыдущем, 2008 году, до октября спрос на автомобили рос очень высокими темпами. Не чувствуя надвигающегося обвала, производители поставили в 2008 году дилерам большие запасы машин, ожидая роста, сравнимого с предыдущими годами, до 30%.
Падение
Но осенью наступил кризис, покупатели ушли из автосалонов и машины остались нераспроданными. Скидки на некоторые, особенно неходовые модели достигали 25–30%. Распродажа активно шла весь первый квартал 2009 года. Но от последних машин производства 2008 года дилеры избавлялись еще в начале 2010 года.
Результат продаж машин в 2009 году был плачевным. Рынок сократился на рекордные 49% к 2008 году – дилеры реализовали всего 1,47 млн машин, говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса по итогам 2009 года. Такой итог поставил крест на планах дилеров по расширению бизнеса. В крупных российских городах встали стройки десятков новых автоцентров. Вторичный рынок тоже замер. Он, правда, упал только на 20% к предыдущему году, поскольку часть покупателей переметнулись на него с первичного. В 2009 году владельцы поменяли около 3,5 млн подержанных машин, свидетельствуют данные «Автостата».
Восстановление
В 2010 году рынок стал восстанавливаться и вырос к 2009 году на 30%, а в 2011 году снова, как в докризисные годы, продажи автомобилей превысили 2 млн штук. Это произошло благодаря тому, что в начале 2010 года заработали сразу две государственные программы стимулирования спроса на автомобили. Субсидирование части ставки по автокредитам вернуло этот вид заимствования на рынок. А утилизация машин возрастом десять и более лет в обмен на скидку на покупку новой на 50 тыс. руб. оживила продажи в бюджетном сегменте.