Бизнес, 21 янв 2015, 00:04

Продавцы машин с пробегом отказались резко поднимать цены

Покупатели не согласны платить за новые авто по ценам 2015 года и уходят на вторичный рынок. В прошлом году цены на подержанные авто выросли в среднем на 6% против 10–30% на новые машины. Онлайн-площадки и дилеры авто с пробегом ждут наплыва покупателей в первом квартале
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Nexia и Lada снова в цене

В декабре 2014 года в России было продано 604,1 тыс. подержанных автомобилей – на 19% больше, чем за тот же период годом ранее, и на 26% выше результата предыдущего месяца. Такие данные вчера опубликовал «Автостат». В целом в прошлом году объем продаж на вторичном рынке достиг 6,1 млн штук, рынок подержанных автомобилей второй год подряд показывает устойчивый рост на уровне 6%, тогда как продажи новых автомобилей два года снижаются – на 5 и 10% соответственно. Вторичный рынок более устойчив в нестабильной экономической ситуации, говорит директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов.

В 2014 году большинство автопроизводителей повышали цены на новые автомобили на фоне девальвации рубля. Средняя цена нового автомобиля в минувшем году выросла на 10%, примерно до 1 млн руб., полагает директор «Автостата» Сергей Целиков. Опрошенные РБК дилеры считают, что средняя цена автомобиля в 2014 году выросла до 1,2 млн руб. – это плюс 33% к ценам 2013 года.

Резкое повышение цен на первичном рынке заставляет покупателей переключать внимание на рынок автомобилей с пробегом, поясняет ведущий аналитик «Автостата» Азат Тимерханов: «Цены там тоже начали расти, но не такими темпами, как у новых машин». Рост был и на вторичном рынке, но только по некоторым моделям, уточняет директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов.

По данным Auto.yandex.ru, средний рост цен 20 самых продаваемых в России автомобилей составил 6,1%, а их суммарная средняя стоимость выросла на 7,8%.

Цена на подержанные автомобили менялась разнонаправленно. Например, Toyota Corolla седан (2006–2013 годов) с двигателем 1,6 л и автоматической трансмиссией, продажи которой в 2014 году упали на 0,3% (141 тыс. штук), подешевела на 1,8%. Цена на пятидверный Ford Focus II хэтчбек (200​4–2011 годов) с двигателем 1,6 л на механике упала еще сильнее – на 3,2%. При этом продажи модели, наоборот, выросли на 16% (122 тыс. штук). А седан Daewoo Nexia I с двигателем 1,6 л и механической КПП, несмотря на обвал спроса почти на 12% (75 тыс. штук), за год подорожал почти на 7%.
Лидером по динамике роста стоимости автомобилей стала Lada 2109 (–10%; 150 тыс. штук). За год цена на модель подскочила на 48%. Другие модели АвтоВАЗа дорожали от 4 до 27%, незначительно подешевели только 2110 и 2112. Без учета моделей Lada средняя стоимость оставшихся машин выросла бы чуть больше чем на 2,5%. Среди иномарок по росту стоимости лидировал пятидверный Chevrolet Lacetti хэтчбек с двигателем 1,4 и механической КПП – 30% за год.  

Верность Lada

Лидером рынка остается Lada, ее вторичные продажи выросли на 0,8%, до 163,7 тыс. штук. Но по году бренд потерял 0,3%, или 1,9 млн штук. Среди иномарок на первом месте была Toyota: за месяц продано 69,6 тыс. штук, на 15,6% больше, чем в декабре прошлого года. По итогам года марка сохранила положительную динамику, ее продажи выросли на 3,1%, до 680 тыс. штук. На втором месте – Nissan (рост на 31,9% и 12,3% соответственно), на третьем – Chevrolet (рост на 40,2% и 18%). Замыкает пятерку брендов-лидеров декабря Hyundai (рост на 46,4% и 15,9%). В топ-10 декабря попали также бренды Ford, Volkswagen, Mitsubishi, Kia, Renault – у всех положительная динамика выше 25%. Рекордсмен по динамике в декабре Kia плюс 62,5%, она же лидирует среди первой десятки и в целом по году (+25,8%). 

Весенние ценники  
По прогнозу АЕБ, в 2015 году падение продаж новых автомобилей продолжится, рынок сократится минимум на четверть. Но может и повторить
результат кризисного 2009 года, когда продажи новых машин упали на 49%, до 1,5 млн штук. Вторичный рынок тогда сократился вдвое меньше – на 21%, до 3,5 млн машин. В 2015 году автомобили с пробегом будут продаваться лучше новых. По прогнозу Тимерханова, падение в этом сегменте составит всего 10%. По прогнозу генерального директора онлайн-аукциона подержанных автомобилей Carprice Эдуарда Гуриновича, на 15–20%.
Ухудшение в экономике ведет к смещению покупательского спроса в сторону рынка автомобилей с пробегом, говорит Эдуард Гуринович. Но у всего есть свой предел прочности. Падение доходов населения, ужесточение условий кредитования в итоге приведут к снижению продаж и на вторичном рынке, уверены участники рынка.
Вторичный рынок пока остается более привлекательным для покупателя. По словам Алексея Баринова, в январе цены на секонд-хенд выросли на 5–7%. В то же время АвтоВАЗ, например, поднял цены в январе на 9%, Chevrolet и Opel – на 15%, Toyota – на 20%. Но к весне цены на секонд-хенд могут пойти вверх. Первичный рынок коррелируется со вторичным, как правило, с задержкой до полугода, поясняет Гуринович.

 «Чем новее машина, – продолжает он, – тем сильнее ее цена привязана к первичному рынку. И наоборот. Например, повышение стоимости нового автомобиля на 40% даст 20–30%‑й рост на годовалый аналог. А после семи-восьми лет эксплуатации цена вообще не меняется».

По оценке Эдуарда Гуриновича, в 2015 году стоимость новых автомобилей в среднем увеличится на 15–20%. «Две трети от этой коррекции перейдет на автомобили с пробегом до трех лет. В целом мы ожидаем, что цены на вторичном рынке в текущем году вырастут в среднем на 7–8%», – добавляет он. 
По прогнозу АЕБ, в 2015 году падение продаж новых автомобилей продолжится, рынок сократится минимум на четверть. Но может и повторить результат кризисного 2009 года, когда продажи новых машин упали на 49%.

Исторический минимум

Продажи автомобилей в 2009 году, во время предыдущего финансового кризиса, бодро стартовали в начале года. Но дело было не в возросших доходах людей, а в небывалых в истории российского авторынка скидках, которые предлагали дилеры и автопроизводители. В предыдущем, 2008 году, до октября спрос на автомобили рос очень высокими темпами. Не чувствуя надвигающегося обвала, производители поставили в 2008 году дилерам большие запасы машин, ожидая роста, сравнимого с предыдущими годами, до 30%. 

Падение

Но осенью наступил кризис, покупатели ушли из автосалонов и машины остались нераспроданными. Скидки на некоторые, особенно неходовые модели достигали 25–30%. Распродажа активно шла весь первый квартал 2009 года. Но от последних машин производства 2008 года дилеры избавлялись еще в начале 2010 года.

Результат продаж машин в 2009 году был плачевным. Рынок сократился на рекордные 49% к 2008 году – дилеры реализовали всего 1,47 млн машин, говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса по итогам 2009 года. Такой итог поставил крест на планах дилеров по расширению бизнеса. В крупных российских городах встали стройки десятков новых автоцентров. Вторичный рынок тоже замер. Он, правда, упал только на 20% к предыдущему году, поскольку часть покупателей переметнулись на него с первичного. В 2009 году владельцы поменяли около 3,5 млн подержанных машин, свидетельствуют данные «Автостата».

Восстановление

В 2010 году рынок стал восстанавливаться и вырос к 2009 году на 30%, а в 2011 году снова, как в докризисные годы, продажи автомобилей превысили 2 млн штук. Это произошло благодаря тому, что в начале 2010 года заработали сразу две государственные программы стимулирования спроса на автомобили. Субсидирование части ставки по автокредитам вернуло этот вид заимствования на рынок. А утилизация машин возрастом десять и более лет в обмен на скидку на покупку новой на 50 тыс. руб. оживила продажи в бюджетном сегменте.

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике