X5 предупредила об уходе покупателей из супермаркетов
Покупатели экономят
«Ухудшение макроэкономической ситуации, преимущественно в четвертом квартале 2014 года, в стране привело к оттоку трафика LFL [like-for-like – показатель по одним и тем же магазинам, без учета новых открытий] и количества покупок в форматах супермаркет и гипермаркет», – говорится в отчете X5 с операционными результатами за последний квартал прошлого года. Сопоставимый покупательский поток в супермаркетах «Перекресток» сократился с октября по декабрь к аналогичному периоду 2013 года на 6,5%, по итогам всего 2014-го – на 2,9%. У гипермаркетов «Карусель» – на 6,6 и 1,8% соответственно.
«Перекрестки» – самый дорогой из всех четырех форматов X5, которая помимо «Каруселей» также открывает универсамы экономкласса «Пятерочка» и магазины «шаговой доступности» «Экспресс». Что касается «Каруселей», то, как объясняет старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева, потребитель стал реже ходить в гипермаркеты, потому что этот формат располагает к большим объемам покупок, а потребитель начинает оптимизировать свою корзину – нацеленные на экономию россияне стараются избегать импульсных покупок, поэтому переключаются на магазины у дома. «Кроме того, в гипермаркетах велика доля непродовольственной продукции, которая стала менее востребована в процессе пересмотра потребителем своих покупок», – добавляет Колупаева.
Для сравнения, у «Пятерочек» трафик LFL в четвертом квартале вырос на 1,5%, за 2014 год – на 1,6%.
В отчете компания уточнила, что рост продуктовой инфляции в 2014 году увеличил потребительские расходы во всех сетях группы, но результаты «Пятерочки» также складывались и за счет расширения потребительской корзины. Помимо увеличения количества маркетинговых акций в сети, потребители стали делать в «Пятерочках» больше покупок. «Ассортимент магазинов стал разнообразнее, в среднем он увеличился на 15–20%», – добавляет представитель X5 Владимир Русанов.
Россияне в самом деле начали экономить: согласно опросу Левада-Центра, результаты которого были опубликованы в конце декабря, почти 80% населения согласны с тем, что в стране наступает экономический кризис, причем пятая часть респондентов уверены, что он продлится не менее двух лет. А в январском исследовании Sberbank СIB отмечается, что макроэкономическая неопределенность, девальвация рубля и боязнь безработицы заставили россиян в декабре включить режим тотальной экономии: 60% потребителей стараются меньше тратить на товары повседневного спроса, 28% респондентов в конце 2014 года сократили расходы на товары, не являющиеся предметами первой необходимости.
Ретейлеры пытаются подстроиться: даже премиальная «Азбука вкуса» начинает открывать супермаркеты «АВ маркет», работающие практически в одной нише с недорогим «Ашаном». Малый формат магазинов готовится открывать ГК «О'Кей»; компания заявляла, что в 2015 году начнет открывать новые магазины под брендом "Да!". Сообщалось, что новые точки будут сетью дискаунтеров.
Отстали от «Магнита»
Выручка X5 за 2014 год выросла на 18,6%, до 631,93 млрд руб. То есть X5 показала двукратное ускорение роста выручки – продажи группы в 2013-м выросли только на 8,7%. Кроме того, компания уложилась в собственный прогноз: в октябре прошлого года X5 сообщала о том, что ожидает увеличения выручки на 17–19%.
Для сравнения, годовые продажи главного конкурента – «Магнита» – выросли на 31,61%, до 762,72 млрд руб. Капитализация X5 на Лондонской бирже – $3,041 млрд, «Магнита» – $20,673 млрд.
Несмотря на то, что показатели X5 начинают улучшаться, она все больше отстает от своего соперника. В конце 2013 года разрыв в выручке компаний составлял 8,1%. А по окончании 2014 года он вырос до 17,5%. На вопрос РБК о том, насколько акционеров и менеджмент беспокоит отставание компании от лидера отрасли и планируется ли в связи с ним принятие каких-то дополнительных мер, Владимир Русанов сообщил, что никаких резких и существенных изменений текущего плана компания делать не будет. «У Х5 есть стратегический план развития, и первые результаты его поэтапной реализации свидетельствуют о том, что мы на правильном пути», – говорит он.
Из всех форматов лучшую динамику продаж показали «Пятерочки»: их чистая розничная выручка по году увеличилась на 25,1%, до 435,82 млрд руб. В прошлом году компания провела реновацию в 460 «Пятерочках» и легкую реконструкцию в 67 (программу обновления X5 запустила в конце 2013-го и планирует завершить к концу 2016-го), открыла 907 новых магазинов в этом формате – теперь их 4789. Также X5 включает 403 «Перекрестка», 82 «Карусели» и 209 «Экспрессов», управляет в России 34 распределительными центрами и 1438 собственными грузовыми автомобилями.
«Пока форматы X5 находятся в процессе обновления и модернизации, рядом открываются магазинов конкурентов. И потребитель мог уходить в гипермаркеты компаний, которые вели себя более агрессивно – в «Ашан» или «Ленту», – считает Колупаева.
Акционерами X5 являются «Альфа-Групп» (47,86%), основатели «Пятерочки» (14,43%), директора X5 (0,04%), на казначейские акции приходится 0,04%, в свободном обращении – 37,63%.