Слиятельная персона: как Кесаев стал бенефициаром 3-го ретейлера страны
Игорь Кесаев и Сергей Кациев, бенефициары ГК «Дикси» и «Альбион 2002» (управляет сетью алкомаркетов «Бристоль»), и Сергей Студенников, владелец ГК «Красное & Белое», объединяют свои розничные активы, сообщили участники сделки.
51% в объединенной компании будет принадлежать Кесаеву и Кациеву. Согласно заявлению сторон, в процессе «паритетного объединения активов будут использованы денежные инструменты, которые позволят уравнять активы при объединении». Сергей Студенников и гендиректор ГК «Дикси» Сергей Беляков отказались комментировать условия сделки и дальнейшие планы новой компании.
Обращались ли участники соглашения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) для согласования сделки, в ведомстве на момент публикации не ответили.
В результате слияния появится третий по обороту розничный ретейлер в России после X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнита». Что известно о новой компании и что предшествовало сделке, разбирался РБК.
Что известно об участниках сделки
ГК «Дикси» — одна из старейших розничных компаний в России, основанная в 1992 году, — по последним официальным данным на конец 2017-го (позднее ретейлер отчитываться перестал), насчитывала 2703 магазина. Структуры Игоря Кесаева, состояние которого Forbes оценил в 2018 году в $2,4 млрд, стали совладельцами ретейлера в 2007 году. В группу входят, в частности, сети «Дикси», «Виктория», «Мегамарт». Около 80% выручки ей приносят форматы «магазин у дома», а сама группа по итогам 2017-го занимала пятое место среди крупнейших розничных компаний, по данным «INFOLine-Аналитики», с оборотом 280,1 млрд руб. По итогам первого полугодия 2018-го выручка ГК «Дикси» оценивалась в 146,7 млрд руб.
В 2014 году стало известно, что Кесаев и Кациев оказались собственниками еще одной розничной сети, на этот раз алкомаркетов, — «Бристоля», созданного в Нижегородской области в 2012 году. Как рассказал РБК источник на алкогольном рынке, этот проект стал ответом на желание бизнесменов сделать конкурента уральскому ретейлеру «Красное & Белое», созданному Сергеем Студенниковым в 2006 году и к тому моменту уже ставшему крупнейшей специализированной розницей в стране. В 2012 году Кациев вместе с бывшим президентом «Дикси» Ильей Якубсоном даже приезжал в Челябинск для консультаций со Студенниковым. Но впоследствии, как минимум публично, «дружить» компании не стали и регулярно встречались в ФАС: например, «Бристоль» не раз жаловался на конкурента из-за несоблюдения нормативов продажи табачной продукции.
В начале 2018 года в сеть «Красное & Белое» входило 5559 магазинов (выручка за первое полугодие 2018 года — 130 млрд руб.), «Бристоль» насчитывал 2875 точек (36 млрд руб.). В ноябре 2018-го оба алкогольных ретейлера попали в рейтинг самых быстрорастущих компаний России по версии РБК, причем «Бристоль» обогнал компанию Студенникова.
Что даст объединение
Фактически сделка дает ее участникам усиление позиций сразу в двух сегментах — алкогольном и табачном, отмечает один из собеседников РБК на розничном рынке. В сегменте алкомаркетов у новой объединенной структуры фактически конкурентов нет: у занимающей третье место среди специализированных продавцов алкоголя сети «Лит.ра» на начало прошлого года было всего 472 точки, далее идут «Ароматный мир» с 470 магазинами и «Горилка» (303). «С учетом активного развития алкомаркетов, в ближайшее время будет происходить активное перетекание потребителей этой категории из супермаркетов, и тут фактически монопольное положение новой объединенной компании позволит ее акционерам получить максимальный эффект, — отметил собеседник РБК на алкогольном рынке. — Вопрос в том, не будет ли компания теперь использовать свой масштаб в работе с поставщиками».
Согласно анализу «РБК Исследования рынков», в 2017 году доля специализированных сетевых магазинов по продаже алкогольных напитков в структуре продаж алкоголя достигла 12,5%, уступая несетевой рознице (35,5%) и продуктовым сетям (43%).
Значительной оказывается доля нового ретейлера и в продажах сигарет. Принадлежащая Кациеву и Кесаеву компания «Мегаполис» является крупнейшим дистрибьютором сигарет в России, и табачные Philip Morris International и JTI также выступают совладельцами этой компании. «Для табачных компаний сегмент специализированной розницы, особенно с учетом сокращения продаж в небольших торговых точках и регулярным ужесточением законодательства, становится одним из приоритетных направлений», — отмечает собеседник РБК на табачном рынке.
Сделку можно назвать трансформационной для рынка, считает директор инвестфонда Prosperity Capital Алексей Кривошапко. По его мнению, от объединения выигрывают обе стороны: Студенников, бизнес которого на 80% приходился на алкогольно-табачный рынок, стал совладельцем доли в продовольственном бизнесе, а Кесаев и Кациев в один момент удвоили масштабы своего бизнеса. По оценкам Кривошапко, выручка объединенной компании сейчас может составлять порядка 500 млрд руб.
Реакция на сделку
Триггером для консолидации торговых сетей выступила сложная конъюнктура, объясняет аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин: в текущих условиях сети сталкиваются с уменьшением маржи, а крупная компания имеет возможность больше экономить на эффекте масштаба (маркетинг, логистика и т.п.), занимать более сильную переговорную позицию в отношениях с поставщиками и брать займы под более низкую ставку. Новость умеренно-позитивно скажется на рынке в целом, считает Нигматуллин: от сокращения числа игроков и увеличения доли, которую занимают топ-5 крупнейших торговых сетей, выиграют все ретейлеры. Это объясняется потенциальным снижением уровня конкуренции — сети смогут несколько снизить агрессивность ценовых войн, что повлечет за собой рост рентабельности даже в условиях падающего ввиду сжатия реальных доходов потребительского спроса, говорит аналитик.
По мнению начальника управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, сети объединяются по двум причинам: во-первых, в будущем такая возможность может быть ограничена антимонопольным законодательством, а во-вторых, они рассчитывают получить синергию в дистрибуции и логистике. «Рынок примерно год назад обратил внимание на то, что алкомаркеты растут быстрее традиционных ретейлеров», — напоминает эксперт. Тем не менее, по его словам, новость о консолидации стала неожиданностью. По мнению Ващенко, объединение крупных игроков может стать сигналом для других участников рынка к активизации расширения бизнеса. По его данным, объем российского алкогольного рынка превышает 2 трлн руб., за прошлый год он вырос приблизительно на 11%.
Слияние в первую очередь выгодно акционерам «Дикси», которые в результате сделки на базе инвестиционно-непривлекательного актива сформировали структуру с большим потенциалом роста капитализации, которую можно сделать публичной компанией, считает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценкам, стоимость объединенной компании составляет не менее 100 млрд руб., к 2020 году у нее есть все шансы увеличить выручку до триллиона. «Логично предположить, что владельцы выведут объединенную компанию на биржу благодаря «Красному & Белому», основатель которой в этом году впервые попал в рейтинг миллиардеров Bloomberg, к компании будут проявлять интерес международные инвесторы», — добавляет он.
Контекст
Незадолго до объявления о сделке, в конце декабря, одновременно на всех складах компании и в офисах «Красного & Белого» прошли обыски с участием представителей Федеральной налоговой службы, Росалкогольрегулирования, ФСБ и ОМОНа. На несколько дней работа компании была парализована, сообщал ретейлер. В качестве основания для проводимых действий силовики назвали подозрения в обороте контрафакта и неуплате налогов, но официальных обвинений по итогам проверки так и не последовало и ее работа была оперативно восстановлена.
Как сообщали РБК два источника, близких к компании, в самом «Красном & Белом» не исключали версию с недружественными действиями со стороны конкурентов. В частности, собеседники ссылались на планы Студенникова перевести штаб-квартиру ретейлера из Челябинска в столицу. «Красное & Белое» уже давно вышел за рамки регионального проекта — это полноценный конкурент крупнейшим федеральным розничным сетям, — отмечал один из источников РБК. — Переезд в Москву должен изменить вектор развития — вслед за освоенными уже регионами Урала у компании запланирована достаточно агрессивная экспансия».
Предновогодние проверки «Красного & Белого» показали, что при существующей организационной структуре и на фоне претензий со стороны налоговой службы сеть нуждается в «понятном и надежном партнере со стратегическим опытом», который разделит риски масштабного роста и структуризации бизнеса, считает Михаил Бурмистров.