ФАС одобрила продажу бизнеса польского франчайзи KFC в России
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России согласовала сделку по продаже ресторанов KFC, которые Amrest Group развивала по франшизе Yum! Brands, компании ООО «Альмира», сообщили РБК в пресс-службе ведомства. В результате сделки «Альмира» будет определять условия предпринимательской деятельности в отношении более чем 200 ресторанов KFC, указано в сообщении ФАС.
О том, что Amrest намерен продать свой бизнес в России компании «Альмира», польский холдинг сообщил в начале декабря. За свои активы холдинг рассчитывал получить «минимум €100 млн», говорилось в сообщении компании. Другие детали о покупателе, за исключением названия юрлица, в сообщении Amrest не уточнялись, на вопросы РБК в компании не ответили.
Сделка не повлияет на состояние конкуренции на российском рынке общественного питания, заверили в ФАС: доля приобретаемых ресторанов ни в одном из регионов не превышает 1% от общего количества таких предприятий.
По условиям сделки сторонам необходимо было получить не только одобрение антимонопольного органа России и других российских регуляторов: продажу должен был согласовать владелец бренда KFC — американская Yum! Brands. И по словам источника, осведомленного о ходе сделки, Yum! Brands до сих пор не согласовала ее.
На момент публикации в Yum! Brands и Amrest не ответили на запрос РБК.
Что известно о покупателе
После появления сообщения о сделке телеграм-канал Mash указывал, что единственное ООО «Альмира», которое осуществляет деятельность по организации питания, является контрагентом «Военторга» и поставляет еду в военные столовые.
Но в пресс-службе ФАС уточнили РБК, что речь идет о другой компании с таким же названием — это зарегистрированное в подмосковном Одинцово ООО «Альмира», основным видом деятельности которого является аренда и управление недвижимостью. Компания была основана в 2008 году, ее единственным учредителем, согласно данным ЕГРЮЛ, выступает уроженка Нальчика Оксана Мокаева (в выписке из ЕГРЮЛ указано, что в октябре 2022 года она сменила фамилию и стала Оксаной Каноковой). Из указанных в базе СПАРК финансовых показателей следует, что в 2021 году у компании был убыток от продажи в размере 1,9 млн руб., прибыль до налогообложения составила 1,6 млн руб. и столько же — чистая прибыль. Среди контрагентов компании в СПАРК указан Промсвязьбанк.
Связаться с представителями ООО «Альмира» РБК не удалось — указанные в базе СПАРК телефоны не относились к компании.
Как KFC уходит из России
В начале марта 2022 года владелец бренда KFC — американская компания Yum! Brands — на фоне специальной военной операции на Украине объявил о приостановке инвестиций и развития в России, а также о закрытии своих ресторанов. Из 1 тыс. открытых заведений KFC в России (по состоянию на август 2021 года) непосредственно Yum! Brands принадлежало лишь 70 предприятий, остальные развивали по франшизе ее партнеры. Одним из крупнейших был польский холдинг Amrest — ему принадлежало 215 российских ресторанов KFC.
В марте Amrest вслед за Yum! Brands временно закрыл принадлежавшие ему российские рестораны KFC и Pizza Hut (управлял по мастер-франшизе) и приостановил операции на российском рынке.
Впрочем, Amrest еще до начала спецоперации планировал избавляться от российских активов: компания договаривалась о продаже своего подразделения в России, управляющего KFC и Pizza Hut, инвестфонду «ВТБ Капитал», но сделка сорвалась из-за западных санкций, наложенных на покупателя, сообщал «Коммерсантъ». В июле польский холдинг передал принадлежавший ему в России бизнес Pizza Hut местному оператору «Ной-М». После этого сеть Pizza Hut в Петербурге сменила название на «Пицца Н».
В конце октября Yum! Brands объявила о продаже 70 ресторанов и мастер-франшизы бренда KFC в России местному оператору — франчайзи ООО «Смарт сервис ЛТД», которое по франшизе управляло 41 заведением KFC в Ижевске. По данным СПАРК, «Смарт сервис ЛТД» принадлежит Константину Котову и Андрею Осколкову — владельцам ГК «Фуд-сервис». По условиям сделки новый владелец постепенно должен переименовать все заведения в Rostic’s. Однако позже Котов сообщил, что «никто не обязан переходить под новый бренд, пока действуют уже заключенные договоры с Yum! Brands». По его словам, в дальнейшем франчайзи могут продолжать работу до окончания своих десятилетних контрактов.
Какой еще иностранный общепит ушел из России
Первым крупным западным игроком рынка общепита, который объявил об уходе с российского рынка, стал главный конкурент KFC — сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс». В марте 2022 года, после начала специальной военной операции на Украине, компания объявила о временной приостановке работы всех 850 ресторанов в России. В середине мая «Макдоналдс» объявил об окончательном уходе из России и продаже бизнеса бизнесмену из Новокузнецка Александру Говору, владельцу компании «ГиД», которая управляла по франшизе 25 ресторанами «Макдоналдс» в Сибири. По условиям сделки новый владелец перезапустил сеть под новым названием — 12 июня в Москве на месте первого в России «Макдоналдса» открылся ресторан под брендом «Вкусно — и точка».
Среди западных компаний, которые в марте 2022 года ограничили работу в России, была американская сеть кофеен Starbucks: компания временно закрыла 130 своих кофеен. В мае Starbucks решила окончательно покинуть российский рынок и продать бизнес. В июле стало известно, что бизнес Starbucks в России купят рэпер Тимати (Тимур Юнусов), ресторатор Антон Пинский и холдинговая компания «Синдика» сенатора от Кабардино-Балкарии Арсена Канокова. В сделку вошли права на аренду всех 130 помещений бывших кофеен Starbucks и оборудование, но новые владельцы не могли использовать бренд американской компании. В августе сеть открылась под новым названием Stars Coffee c логотипом, похожим на оригинальный логотип американской сети: за основу взят круг с двумя звездами по бокам, а вместо русалки на нем изображена девушка в кокошнике. На текущий момент в числе учредителей Stars Coffee, по данным ЕГРЮЛ, помимо Антона Пинского и Тимура Юнусова значатся президент компании «Синдика»Олег Эскиндаров, бывший вице-президент Starbucks в России Эрнесто Гонсалес и совладелец сети гипермаркетов OBI Валид Корчагин.
Владелец бренда Burger King — канадско-американская Restaurant Brands International — в отличие от конкурентов не смог закрыть свои рестораны в России. Материнской Restaurant Brands International (RBI) принадлежит 15% российского бизнеса Burger King, а ее сетью фастфуда в России управляет франчайзи. В марте RBI объявила о приостановке корпоративной поддержки российского рынка и потребовала от оператора приостановить работу заведений в России, но тот отказался. За операционное управление российским бизнесом Burger King отвечает владелец «Шоколадницы» Александр Колобов, говорил в интервьюпрезидент RBI Дэвид Шир. Партнерами RBI по совместному предприятию в России также выступали одна из крупнейших украинских инвестиционных компаний Investment Capital Ukraine и банк ВТБ. 18 марта Investment Capital Ukraine объявила о выходе из бизнеса Burger King в странах СНГ, в том числе в России; о намерении продать свою долю сообщила также RBI.