ПМЭФ-2023, 21 июн 2023, 09:00

Проект строительства моста через Лену подешевел почти на ₽50 млрд

Этот проект с 2020 года пытается реализовать подрядная группа ВИС вместе с «Ростехом»
Проект строительства моста через Лену в Якутии подешевел на 26%, до 130 млрд руб. На снижении его стоимости настаивал вице-премьер Марат Хуснуллин. Пока траты на мост не заложены в федеральный бюджет на 2023–2025 годы
Читать в полной версии
(Фото: Вадим Скрябин / ТАСС)

Стоимость строительства моста через реку Лена в Якутске, который планирует реализовать подрядная группа ВИС совместно с «Ростехом» и Сбербанком, снизилась на 46 млрд руб. — с 176 млрд до 130 млрд руб. Об этом РБК рассказал глава Якутии Айсен Николаев в кулуарах Петербургского международного экономического форума и подтвердил представитель группы ВИС.

Пересмотр проекта выполнен по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина (курирует стройку в федеральном правительстве), пояснил РБК министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев. «Мы, во-первых, пересмотрели все решения, связанные с подъездными путями. То есть там были, как мы потом уже в ходе работы выяснили, все-таки завышенные оценки по насыпям, по ширине и так далее», — сказал Николаев. По его словам, из проекта убрали «различные излишества».

Пресс-служба группы ВИС сообщила 10 июня о том, что совместно с генпроектировщиком проекта «Институтом Гипростроймост — Санкт-Петербург» и правительством Якутии скорректировала проект Ленского моста и направила его на рассмотрение в Главгосэкспертизу. Но тогда в группе не уточняли, насколько снижена его стоимость. «Корректировка проектных решений проходит в рамках экспертного сопровождения. Главгосэкспертиза в тесном сотрудничестве с проектировщиком и заказчиком отрабатывает все рабочие моменты», — отметили в пресс-службе Главгосэкспертизы. Дальнейшие решения по проекту будут приниматься после заключения этого ведомства, добавили в аппарате Хуснуллина.

Зачем нужен мост через Лену

Строительство моста через Лену обсуждается с 1985 года. Якутск — единственный из административных центров регионов России, у которого нет круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральные трассы. Мост должен соединить восточную и западную части Якутии, между которыми летом нет сухопутного сообщения. Зимой дорога здесь проходит прямо по льду Лены. По оценке Центра стратегических исследований при главе Якутии, запуск моста может привести к ежегодному росту ВРП Якутии на 3%. Кроме того, этот проект позволит соединить Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали (БАМ) с Северным морским путем.

Почему власти забраковали прежний проект

В 2020 году, когда группа ВИС и «Ростех» заключили концессионное соглашение на строительство моста с правительством Якутии, его стоимость оценивалась в 83,4 млрд руб. Весной 2021 года Хуснуллин поручил ее снизить, после этого Николаев сказал, что для строительства необходимо лишь 68,5 млрд руб. Но осенью 2022 года стало известно о том, что стоимость строительства моста может вырасти вдвое, до 176 млрд руб., — проект с такими параметрами на госэкспертизу направили региональные власти. Удорожание было связано с въездом на мост с правого берега Лены. Первоначально предполагалось, что для возведения этого въезда будет частично засыпана пойма реки, но при испытаниях выяснилось, что это может привести к затоплению населенных пунктов. Тогда в проект был включен более дорогостоящий вариант — строительство эстакады.

На научно-техническом совете Росавтодора правительству Якутии, «Институту Гипростроймост — Санкт-Петербург» и ВИС было рекомендовано продолжить проработку вариантов сокращения стоимости проекта, провести сопоставление цен со схожими объектами и представить результаты этого анализа «в кратчайшие сроки». Хуснуллин также в очередной раз поручил пересмотреть бюджет проекта.

В итоге в октябре 2022 года был расторгнут договор на проведение государственной экспертизы этого проекта. Тогда в ВИС уточняли, что договор расторгнут из-за замечаний к конструктивным решениям, а не из-за высоких затрат. Но в группе подтвердили, что совместно с региональными властями проводят работы и по оптимизации его стоимости.

Удастся ли теперь построить мост

Осенью 2021 года к группе ВИС и «Ростеху» присоединился Сбербанк, который получил 25,1% в проекте строительства моста через Лену и открыл под него кредитную линию на 25 млрд руб. Для строительства также планируется привлечь деньги из федерального и регионального бюджетов.

Схема финансирования проекта, как и сроки (ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2027 — начало 2028 года), осталась без изменений, утверждают в пресс-службе ВИС. «Схема финансирования проекта заложена в условиях этого соглашения и на данный момент не менялась: 50% — средства федерального бюджета, 30% — средства концессионера и 20% — средства бюджета Республики Саха (Якутия)», — отметили там. «Как только будет окончательная цена, мы будем ставить вопрос о федеральном финансировании. Все равно мы настаиваем на 50-процентном софинансировании, это 65 млрд руб.», — подтвердил Сивцев.

«Требования по сокращению расходов удовлетворены. Фактически это та самая разумная оптимизация, которая должна применяться к приоритетным проектам», — отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. С учетом существенной оптимизации расходов на реализацию проекта текущий формат позволяет говорить о том, что проблем с финансированием не возникнет, даже с учетом текущей нагрузки на бюджет объем финансирования выглядит вполне подъемным, считает он. Тем более что первые крупные инвестиции предполагаются не раньше конца 2024 года, основную массу средств планируется вложить уже в 2025–2027 годах. Таким образом, 2023–2024 годы, которые окажутся для бюджета наиболее сложными, этот проект не затрагивает, полагает эксперт.

Сейчас правительству нужно заниматься «концентрацией [бюджетных ресурсов] на определенных направлениях» и думать над приоритизацией расходов, заявил 15 июня первый вице-премьер Андрей Белоусов. По его оценкам, «экспертно» можно было бы сократить 10–15% расходов. Законом о бюджете предусмотрены федеральные расходы в объеме 29 трлн руб. на 2023 год (то есть 10% — это ориентировочно 2,9 трлн руб.). При этом расходы на мост через Лену не заложены в федеральный бюджет на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов.

Власти уже откладывали многие инфраструктурные проекты из-за нехватки финансирования, например автомобильную трассу Джубга — Сочи стоимостью 1,5 трлн руб. «Самое главное, государству определить приоритеты. Сегодня он (проект строительства трассы Джубга — Сочи. — РБК), наверное, не в приоритете, — заявил 16 июня в интервью РБК глава госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко. — Мы реализовывать его готовы, финансовую модель совместно рассмотрим. [Но без федерального бюджета] его реализовать практически невозможно».

В пресс-службе Минфина перенаправили вопросы РБК о проекте Ленского моста в Минтранс. РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса, Сбербанка и «Ростеха».

Pro
5 психологических приемов, которые убедят клиента купить что угодно
Pro
Какие действия руководителя незаметно разрушают доверие в команде
Pro
ФНС ужесточает контроль за активами россиян за рубежом. Что происходит
Pro
Фитосборы никто не изучает на безопасность. Как не навредить себе
Pro
Всего несколько стран готовы открывать счета россиянам: подробный обзор
Pro
Кумир Трампа — президент США из XIX века. Кто он и чем обернулся его срок
Pro
Как инвестиции в решение проблемы голода сделают мир умнее и богаче
Pro
Гейтс вложился в «масло из воздуха». Куда еще инвестирует миллиардер