Бизнес, 21 сен 2016, 20:55

Бойкот на дорогах: чем недовольны водители «Яндекс.Такси»

С 23 по 26 сентября несколько сотен водителей — партнеров сервиса «Яндекс.Такси», недовольных снижением тарифов, могут не выйти на работу. Сами таксисты сомневаются в эффективности подобных акций
Читать в полной версии
(Фото: Никита Попов / РБК)

Таксисты требуют

Призыв к бойкоту сервиса «Яндекс.Такси» с 23 по 26 сентября стал распространяться в социальных сетях и на специальных форумах 21 сентября. Как пояснил РБК гендиректор Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков Станислав Швагерус, причиной недовольства водителей политикой оператора стала «критическая ситуация, возникшая после очередного снижения тарифов агрегатором». Так, с понедельника, 19 сентября, тариф «эконом» в «Яндекс.Такси» снизился до 99 руб. за первые 5 минут или 2 км поездки.

«Яндекс» заявил, что нашел возможность снизить себестоимость перевозок. «За счет чего? — задается вопросом Швагерус. — Топливо не дешевеет, стоимость машин и техобслуживания растет, страховка для такси стоит в два раза дороже. Uber, «Яндекс.Такси» и Gett вместе занимают около 85% рынка такси-перевозок в Москве, что фактически дает им доминирующее положение на рынке и возможность определять тарифы».

«У нас много требований — в основном поднять тарифы, потому что цены на бензин растут, а тарифы все падают и падают, — подтверждает таксист — партнер сервиса Олег Хаб. — Человек 500–600 как минимум соберется. Мы сейчас решаем, с чего начинать, возможно, мы будем массово отключаться от «Яндекса» и устраивать митинги».

Многие таксопарки («Мостакси», Nexi и другие) имеют договор с «Яндексом», их водители обязаны откликаться на вызов от компании, хотя он идет по сниженному тарифу, объясняет собеседник РБК, близкий к руководству одного из таксопарков Москвы. «При этом через свою диспетчерскую они могут получить заказ подороже и подальше, если чуть подождут, — отмечает он. — Многие таксисты недовольны этим».

Как работает «Яндекс.Такси» «Яндекс.Такси» работает в Москве с 2011 года. Среднее время подачи автомобиля составляет 4 минуты. Сервис доступен в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Сочи и еще 26 российских городах, а также в Минске, Ереване, Алма-Ате и Тбилиси. В общей сложности к сервису подключено 70 тыс. машин из 600 таксопарков и диспетчерских. Скачать приложение Яндекс.Такси можно в App Store и Google Play.

«Яндекс» протестировал

Акции протеста таксистов против тарифной политики агрегаторов стали регулярными не только в Европе, но и в России. В последний раз массовая забастовка проходила с 13 по 15 февраля 2015 года. По оценке ее организаторов, к ней должны были присоединиться до 1,5 тыс. водителей — партнеров Uber, Gett и «Яндекс.Такси». К новой акции протеста могут подключиться в три раза меньше — около 500–600 машин, считает Швагерус.

Согласно показателям сервиса «Яндекс.Такси» по состоянию на вечер 21 сентября, в активном режиме на линии находилось около 12 900 машин. Как отметил гендиректор Gett в России Виталий Крылов, таксисты, которые сотрудничают с его сервисом, в забастовках участвовать не планируют. В Uber от комментариев отказались.

«Эти изменения тщательно подготовлены, просчитаны и протестированы с точки зрения интересов как пользователей, так и водителей, — заверяет представитель пресс-службы «Яндекс.Такси» Элина Ставиская. — В течение предыдущих пяти месяцев в «Яндекс.Такси» в Москве работал тариф «Экспресс» с теми же условиями, что сейчас в новом «Экономе»: 99 руб. за первые 2 км и 5 минут и далее по 9 руб. за километр и минуту. Отличие было только в том, что «Экспресс» работал только в часы пониженного спроса, то есть в основном днем и глубокой ночью».

Изменение тарифов обсуждалось с партнерскими таксопарками, а «также с некоторыми водителями», говорит Ставиская. «Новые условия всех удовлетворили, — подчеркивает она. — Всех остальных водителей мы тоже предупредили о смене тарифов заранее». Сообщения о забастовках Ставиская назвала «обычной реакцией на любые изменения, независимо от того, плохие они или хорошие», добавив, что забастовка не повлияет на работу сервиса.

Дальше — ниже

В ближайший месяц о снижении тарифов могут объявить сервисы Gett и Uber, считает заместитель председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков. Уже в четверг, 22 сентября, представители профсоюза намерены поехать на переговоры в одну из таксомоторных компаний, а в пятницу планируют встретиться с представителями агрегаторов.

«Мы между всеми будем искать точки соприкосновения и договариваться, потому что дорогу никто не даст перекрыть — это уголовное дело, — говорит Попков. — Мы хотим собрать всех и установить правила игры на рынке». В перспективе, по мнению Попкова, должен быть установлен единый тариф, который будет находиться в установленном диапазоне. «Рынок не может это отрегулировать», — заключает представитель профсоюза.

Часть таксистов все же считает, что забастовки не помогут изменить ситуацию. В акции могут принять участие только те таксисты, которые работают на собственных автомобилях, считает таксист, представившийся Дмитрием. «Те же, кто взял машины в аренду, будут только говорить, потом радостно побегут выполнять заказы, когда другие водители отключатся от «Яндекса», — считает он. — Это повторяется каждый год».

Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
Скоро работодатели смогут забраться в голову к работникам. Законно ли это
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании