Турбизнес раскритиковал идею регулировать цены в отелях во время форумов
Представители туристического бизнеса и отельеры написали письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором попросили отказаться от предложенной Федеральной антимонопольной службой (ФАС) «антирыночной» практики регулирования цен в гостиницах.
Письмо, которое было направлено премьеру в понедельник, 20 сентября, и с которым ознакомился РБК, подписали, в частности, президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев, председатель «Деловой России» Алексей Репик, президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин, вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников, президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров и другие (всего 18 бизнес-ассоциаций). Обращение подтвердили Бухаров, Шпилько и Кожевников. РБК направил запрос в пресс-службу правительства.
Почему решили регулировать цены в гостиницах
Туриндустрию возмутило предложение ФАС регулировать цены в гостиницах во время проведения крупных международных мероприятий. Соответствующий проект изменений в закон о туристической деятельности служба подготовила в августе 2021 года.
Законопроектом предлагается ввести предельные цены, по которым гостиницы могут предлагать свои услуги во время проведения особо значимых международных мероприятий. В случае если проект будет принят, гостиницы станут размещать информацию о предельных ценах у себя на сайте. Предельные цены должны рассчитываться по специальной методике, ее предстоит разрабатывать ФАС и Минэкономразвития. Нарушителей антимонопольщики предложили штрафовать: для должностных лиц штраф может составить до 50 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей. и юридических лиц — до двукратного размера дополнительно полученной выручки.
Поводом для предложения ввести регулирование стала сложившаяся, по мнению ФАС, практика завышения цен в гостиницах, где останавливаются участники проходящих в России крупных международных форумов. Например, в Санкт-Петербурге во время проведения международного экономического форума (ПМЭФ) в ряде гостиниц отмечалось значительное повышение стоимости номеров по сравнению с тарифом «высокого» туристического сезона, указывала ФАС в пояснительной записке к законопроекту. По ее мнению, это приводит к значительным финансовым издержкам гостей крупных международных мероприятий и несет нежелательные репутационные риски.
Почему турбизнес против
В письме Мишустину представители бизнеса приводят несколько аргументов против введения регулирования цен. Основные из них:
- Идея ФАС «противоречит рыночной природе индустрии гостеприимства и общепринятым в мире практикам ее развития». Особенно несвоевременно ведение регулирования цен на гостиничные услуги в условиях, когда международный, деловой, конгрессный и другие виды туризма находятся из-за пандемии в тяжелейшем кризисе. Загрузка отелей Петербурга в 2020 году снизилась по сравнению с уровнем 2019-го на 63%, а доходы — на 65%.
- Закон допускает установление предельных цен для субъектов естественных монополий: государство, например, может устанавливать тарифы на электроэнергию. Но гостиничный сектор к естественным монополиям не относится, а значит установление в нем тарифов противоречит принципам антимонопольного законодательства. При этом авторы письма напоминают, что предложения о введении прямого регулирования цен на нефтепродукты и продукты питания ФАС не поддерживала.
- Соотношение спроса и предложения на размещение во время крупных мероприятий зависит от развития гостиничной базы соответствующей категории комфортности, а также от сезонных колебаний туристского спроса, отмечают в письме представители бизнеса. В России комфортных для участников форумов отелей меньше, чем в других странах: к примеру, в Лондоне в низкий туристический сезон свои услуги предлагают 156 гостиниц категории «пять звезд», тогда как в Петербурге — всего 24, в Сочи — шесть, а во Владивостоке — один. При этом крупные деловые форумы, за исключением Всемирного экономического в Давосе, как правило, проводятся в низкий туристский сезон, тогда как в Петербурге ПМЭФ проводится на пике туристской активности, в период «белых ночей», поэтому тарифы такие высокие.
- Один из аргументов, который ФАС приводит в пользу ограничения цен на гостиничные услуги во время крупных международных мероприятий, в том, что это позволит сэкономить бюджетные средства на проживание официальных делегаций. Но бизнес обращает внимание, что данных, какую долю в этих расходах занимает именно рост цен на гостиницы, нет.
- Турбизнес предложил обратить внимание на рост стоимости участия в форумах. По данным международной системы мониторинга гостиничного рынка STR Global, средняя цена за номер в пятизвездочных отелях отелях Петербурга (не считая Four Seasons Saint-Petersburg) в основные дни проведения ПМЭФ в 2021 году составила около 220 тыс. руб., что на 10% больше, чем в 2019-м. В то же время цена обычного билета участника форума за тот же период увеличилась в 2,4 раза, с 350 тыс. до 840 тыс. руб., а премиального пакета — с 410 тыс. до 960 тыс. руб. Если прибавить к этому стоимость регистрации транспорта с парковкой, которая в текущем году составила 240 тыс. руб., увеличившись в сравнении с расценками 2019-го ровно вдвое, и чрезвычайно высокие цены на услуги питания, «то становится очевидным, что стоимость участия в ПМЭФ резко выросла не за счет услуг проживания, а за счет монопольно высоких цен на участие непосредственно в мероприятиях форума», указывают авторы письма.
- Дефицит качественных отелей — прямое следствие недостаточно благоприятного инвестиционного климата, улучшение которого служит основной целью экономических форумов, сказано в письме. Введение прямого регулирования цен на гостиничные услуги как антирыночная мера не будет способствовать улучшению инвестиционного имиджа страны и может стать нежелательным для инвесторов прецедентом по распространению этой практики на другие отрасли и виды экономической деятельности, предупреждает турбизнес.
Против регулирования цен в отелях высказывалась и глава Ростуризма Зарина Догузова. «Государство не должно вмешиваться в рыночные отношения», — заявляла она на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. По словам Догузовой, чтобы туристы получали гостиничные услуги с оптимальным соотношением цены и качества, отели должны постоянно между собой конкурировать, а чтобы эту конкуренцию создавать, нужно сосредоточиться на том, чтобы «в стране появлялось как можно больше качественных, современных объектов, желательно под международными брендами, поскольку именно они задают стандарты качества».