НОВАТЭК предложил подрядчикам работать в основном на российской технике
В распоряжении РБК оказалась копия типового договора НОВАТЭКа на оказание услуг по гидроразрыву пласта в целях повышения нефтеотдачи. Документ датирован 10 июля 2014 года. В технических требованиях к проведению тендера компания указала необходимость использования подрядчиком 70% российской техники (насосных и смесительных установок) на основе российских комплектующих, причем срок ее эксплуатации не должен превышать пять лет. Кроме того, 85% химикатов в растворе для гидроразрыва пласта также должны быть российского производства. В документе указано, что такие требования вводятся для проведения тендерных отборов в 2015 году.
Как сообщил РБК менеджер одной из компаний-партнеров НОВАТЭКа в области сервиса, такие условия заказчика могут сильно сузить круг потенциальных участников тендера. «Российские комплексы по проведению гидроразрыва пласта (ГРП) производит лишь одна компания, это оборудование не распространено на рынке. Основные крупные сервисные игроки используют западное оборудование по гидроразрыву пласта, поскольку сама технология является американской. Кроме того, помимо российской техники и химикатов для успешного проведения ГРП необходимо профильное программное обеспечение, которое также является импортным. Таким образом, даже если российская компания станет победителем тендера НОВАТЭКа, на субподряд ей придется нанимать одного из западных мейджоров, у которого есть соответствующее программное обеспечение, и отдавать ему 80% прибыли», – полагает собеседник РБК.
Официальный представитель НОВАТЭКа Денис Соловьев сообщил РБК, что компания ведет работу по импортозамещению и рассчитывает, что найдутся подрядчики, которые смогут предложить услуги, соответствующие указанным требованиям.
Вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти «Schlumberger Россия и Центральная Азия» Александр Борисов отказался комментировать договорные отношения с заказчиками. В «Интегре» не ответили на запрос РБК.
Единственным производителем современных мобильных комплексов по ГРП в России является ООО «Российская фактуринговая компания» (РФК). Как рассказал РБК генеральной директор РФК Кирилл Серик, оборудование их компании конкурирует с продукцией из США, Германии и Китая. «Разница – в использовании не дизельного, а газотурбинного двигателя, подобный установлен на российских танках», – сказал он. По словам Кирилла Серика, технику РФК уже приобрели несколько российских компаний, в том числе «дочка» «Роснефти» – «РН-Пурнефтегаз», и «Татремсервис» (структура «Татнефти»), а также небольшая российская сервисная компания «Специальное машиностроение и металлургия» (СММ). Первые две компании используют эту технику для своих нужд, СММ не участвовала в данном тендере НОВАТЭКа, сообщили в компании.
«Западные компании – лидеры рынка ГРП интересуются нашей продукцией, но не покупают в надежде на отмену санкций в ближайшей перспективе», – сказал Серик. Ранее услуги гидроразрыва пласта НОВАТЭКу оказывала компания Schlumberger. Однако она использовала оборудование западного производства. В беседе с РБК один из менеджеров западной сервисной компании «большой четверки» высказал мнение, что использование проверенной годами техники, с которой умеют обращаться штатные инженеры, – залог качества проведения работ. В то же время тренд на импортозамещение правильный, но не очень разумно в сжатые сроки приобретать неопробованную технику российского производства без гарантий наличия всех комплектующих в срок, качественного сервиса и ремонта.
Менеджер одной из российских компаний, оказывающих услуги на рынке гидроразрыва пласта, сообщил РБК, что в ближайшей перспективе будет сложно, но возможно заместить иностранных мейджоров в ГРП. «Иностранные подрядчики в России забрали на себя больший объем рынка по гидроразрыву пласта, и российским сложно на него пробиться. У нашей компании есть российская техника и российские химикаты, наработан большой опыт, но участвовать в тендере НОВАТЭКа и других нефтяных компаний невозможно, так как наши мощности ограниченны, мы уже заняты на других объектах. Мы готовы увеличить свои мощности российской техники, если крупные нефтяные компании дадут гарантированные заказы, а банки – льготные кредиты на производство оборудования», – сказал собеседник.