Бизнес, 21 окт 2014, 23:08

АвтоВАЗ остановил продажи по программе утилизации

АвтоВАЗ раньше всех освоил сумму, которую правительство обещало выделить предприятию на программу утилизации. Льготные машины закончились. Другие автопроизводители об остановке продаж пока не заявляли, но говорят, что утилизационных денег надолго не хватит. Все ждут продолжения господдержки в 2015 году
Читать в полной версии
(Фото: РИА Новости)

АвтоВАЗ приостановил прием заявок на покупку автомобилей по программе утилизации и trade-in, сообщила компания. По состоянию на 20 октября завод получил 70 тыс. заявок, из них удовлетворено более 40 тыс. штук. Представитель АвтоВАЗа не назвал причины остановки продаж.

АвтоВАЗ выбрал квоту, которую для предприятия определило правительство, говорит источник РБК среди автопроизводителей – участников программы. В сентябре под программу заводу была обещана компенсация в размере 2 млрд руб. Этой суммы, с учетом компенсации скидок 40–50 тыс. руб., хватает на 40 тыс. автомобилей. Ранее АвтоВАЗ заявлял, что в рамках программы рассчитывает продать 40 тыс. машин.

Программа утилизации была объявлена в сентябре для поддержки авторынка (в январе–сентябре он сократился на 13%). Она предусматривает скидку при покупке нового автомобиля от 50 до 350 тыс. руб. в зависимости от класса утилизированной машины. По программе планируется продать 170 тыс. автомобилей до конца года. Всего на нее государство обещало выделить 10 млрд руб. Деньги в том же объеме должны вернуться производителям в виде всевозможных льгот, например, на автокомплектующие, поясняет источник РБК в правительстве.

В программе утилизации приняли участие 15 автопроизводителей. Источники РБК утверждают, что для каждого из них правительство изначально определило квоты с учетом занимаемой доли рынка. Кому сколько было обещано денег, собеседники не знают: цифры обсуждались отдельно с каждым производителем.

Суммы нефиксированные, уточняет один из собеседников, они могут меняться по ходу программы в зависимости от динамики продаж. Конкретику дали только АвтоВАЗу, КАМАЗу, ГАЗу и УАЗу. Более мелкие производители получили лишь ориентир и возможность увеличить продажи за счет других, мене продаваемых марок. Представители КАМАЗа и УАЗа заявили, что в рамках программы рассчитывают продать 5,5 тыс. и 17 тыс. машин, соответственно. Остальные участники программы, опрошенные РБК, вопрос квотирования не комментируют.

В рамках программы реализовано 70 тыс. автомобилей, заявил вчера главы Минпромторга Денис Мантуров, слова которого приводятся на сайте ведомства. Лидером является АвтоВАЗ – по данным на 15 октября (более актуальных данных пока нет), на него приходилось 57% продаж. Например, у Volkswagen – 7,3%, у УАЗа – 6,3%, у ГАЗа – 6,1%. Меньше всего продали Toyota и Mazda, по обеим маркам – менее 0,1%.

Другие участники программы пока не заявляли о выходе из нее, но отмечают непрерывно растущую динамику продаж. «Успех программы приватизации превзошел наши ожидания», – говорит представитель Ford Sollers. В сентябре компания продала 2 тыс. машин, столько же надеется продать в октябре. Представитель ГАЗа отметил, что объем полученных на сегодняшний день заявок – 10 тыс. штук – уже превышает запланированный на 2014 год объем средств на программу утилизации.

«Мы не приостановили прием заявок, но объясняем обращающимся клиентам, что сверхплановые заявки принимаем как резервные, так как надеемся, что программа утилизации будет расширена в этом году с учетом ее сверхактивной реализации», – добавил представитель предприятия. На пролонгацию программы надеются и другие производители, говорит источник РБК. Вчера Денис Мантуров заявил, что программа может быть продлена в 2015 году.

Программа утилизации все проблемы авторынка не решает, фундаментальные вопросы никуда не делись, полагает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь». Речь идет лишь о замедлении падения: если в августе спад продаж был на уровне 25%, то в октябре будет 6–10%, подсчитал аналитик. Наконец, подобные программы выгодны государству. По словам Мантурова, «потраченные на выплату компенсаций автодилерам 10 млрд руб. вернутся в бюджет в размере 15 млрд руб. в виде налогов с проданных автомобилей».

В текущих условиях поставщикам будет непросто вписаться в новые сроки оплаты, но еще сложнее будет найти замену, сопоставимую АвтоВАЗу, считает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал».

Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы