Бизнес, 21 дек 2020, 19:27

ФАС обвинила Booking.com в навязывании отелям невыгодных условий

Ведомство заявило, что сервис нарушил антимонопольное законодательство из-за требований к отелям о паритете цен, и потребовало от Booking.com исключить этот пункт из договоров с гостиницами
Читать в полной версии
Фото: Pascal Rossignol / Reuters

Федеральная антимонопольная служба признала Booking.com виновным в нарушении антимонопольного законодательства. ФАС считает, что сервис злоупотребил доминирующим положением на рынке предоставления услуг агрегаторов информации о гостиницах, отелях и хостелах.

«Booking.com навязывал российским гостиницам и отелям невыгодные условия договоров, в соответствии с которыми они были обязаны предоставлять компании и соблюдать со своей стороны паритет цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж и распространения своих услуг», — сообщает служба.

Как пояснило ведомство, при таких условиях отели и гостиницы не могут установить цену на свои услуги в других каналах продаж ниже, чем на сайте сервиса. Также паритет может ограничивать гостиницы в формировании в различных каналах продаж свободных предложений услуг, отличающихся качественно и количественно в зависимости от их способа распространения.

Начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева сообщила, что Booking.com выдадут предписание, в котором потребуют исключить из договоров с гостиницами условия о широком и об узком паритете в отношении цен на услуги и условий, на которых они предоставляются.

В пресс-службе Booking.com сообщили РБК, что компания разочарована решением антимонопольного органа. «Мы считаем справедливым, что отели указывают на Booking.com по крайней мере ту же цену, что и на их собственном веб-сайте», — указали в компании. Там отметили, что это позволяет пользователям подбирать различные варианты размещения на единой платформе, возможность получить клиентское обслуживание на родном языке и доступ к другим сервисам, которые разрабатывает Booking.

Это также гарантирует, что отели не станут указывать завышенные цены на Booking.com, побуждая клиентов бронировать напрямую через собственные сайты или другие каналы, считают в компании. «Такая ценовая политика имеет важное значение для сохранения существующих условий по предоставлению наших сервисов и услуг партнерам и клиентам», — добавили в сервисе.

Ряд отельеров выступали за отмену паритета цен, поэтому рынок воспримет новость позитивно, предположил в разговоре с РБК вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. По его словам, бывали случаи, когда отельеры нарушали условие о паритете цен не нарочно — из-за человеческого фактора или изменений в одном из каналов продаж, и когда Booking.com это обнаруживал, отель сильно терял свои позиции в выдаче сервиса.

Сам Booking.com занимает в России лидирующие позиции — на его долю приходится около 70% рынка бронирования гостиниц, и при отмене условия о паритете цен он вряд ли потеряет объемы продаж, а у владельцев отелей будет больше свободы в ценообразовании, добавил Прасов.

ФАС завела антимонопольное дело против Booking.com в декабре прошлого года. Это произошло после того, как в службу обратилась общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России», которая пожаловалась на требования к гостиницам. Booking.com дали месяц на устранение нарушения: сервис должен был исключить условия, согласно которым российские отели не могут сдавать номера дешевле. Однако, как сообщили в ФАС, компания не выполнила требований.

В Booking.com ранее указывали, что цены на предлагаемые на ее сайте объекты размещения устанавливает не платформа, а сами партнеры, компания лишь обеспечивает «прозрачный и последовательный подход к сравнению цен».

17 июня «Опора России» подготовила поправки в законодательство, которые предполагают запретить системам онлайн-бронирования в отелях выдвигать требования к установлению минимальной цены. Также она потребовала от операторов онлайн-площадок публиковать в свободном доступе данные о том, как именно ведется ранжирование средств размещения на платформах.

Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть