Бизнес, 22 янв 2015, 21:21

Ретейлер «О'Кей» отпустил потребителя в чужие магазины

Отток покупателей, который компания «О'Кей» наблюдала с сентября 2014-го, усилился к концу года, говорится в отчетности ретейлера. Рост продаж тормозила и необходимость заменять на полках попавшие под продовольственное эмбарго товары: у «О'Кей» их доля в выручке доходила до 10%
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Компания ​«О'Кей», развивающая одноименные сети гипермаркетов и супермаркетов, сумела выполнить свой прогноз по выручке, который дважды снижала в течение прошлого года: с 12–16% до 7–9%. По итогам 2014-го выручка «О'Кей» увеличилась в сравнении с показателем 2013-го на 8,9%, до 149,916 млрд руб., только в 4-м квартале – на 5,1%, до 41,505 млрд руб., говорится в сообщении компании.

«Особенно сильно сказался спад в макроэкономике и запрет импорта продовольствия из ряда стран», – процитирован в сообщении гендиректор «О'Кей» Тони Майер. По оценкам старшего аналитика Райффайзенбанка Натальи К​​олупаевой, доля товаров, попавших под продовольственное эмбарго, в выручке «О'Кей» достигала 10%. «Это, пожалуй, самый высокий показатель среди публичных конкурентов «О'Кей», – говорит Колупаева.

Продажи сопоставимых магазинов «О'Кей» в 4-м квартале снизились на 5,1% из-за сокращения покупательского трафика на 6,2%. Сокращение потребительского потока лишь немного сгладилось ростом среднего чека на 1,2%.

По итогам всего года LFL-выручка ретейлера [like-for-like – у сопоставимых магазинов, без учета новых открытий] сократилась на 0,2% из-за падения трафика на 4,2%. Размер среднего чека по группе в 2014-м увеличился на 4,2%. Сумм ретейлер не называет.

«Магазины «О'Кей» не смогли предложить потребителям лучшей цены, при этом покупатели продолжили оптимизировать состав своей корзины. У компании нет такой переговорной силы с поставщиками, как у более сильных игроков, например, у «Ашана», – объясняет Колупаева. – При этом у гипермаркетов компании большое пересечение с магазинами «Ленты» и «Ашана», которые проводят более агрессивную ценовую политику».

За год «О'Кей» открыла 14 магазинов: девять гипермаркетов и пять супермаркетов (в том числе в 4-м квартале было открыто 10 магазинов, включая пять гипермаркетов). Получается, что компания перевыполнила собственный план по открытию гипермаркетов – восемь магазинов. Но дальнейшая экспансия сети под вопросом, считают аналитики Sberbank CIB, инвестиционного подразделения Сбербанка: в своем отчете они указали, что «О'Кей», как его конкурент – «Лента», крайне чувствителен к повышенным кредитным ставкам. 

«У обеих компаний отрицательные свободные денежные потоки, а имеющиеся кредиты покрывают открытие магазинов только на первое полугодие 2015-го. Большинство новых проектов «Ленты» и почти все у «О'Кей» убыточны при стоимости долга в 17% [годовых]. Соответственно, компании могут быть вынуждены приостановить новые проекты и освоение земельных участков, которые им уже гарантированы, в случае сохранения запретительных процентных ставок финансирования», – говорится в отчете.

Сама компания «О'Кей» пока нацелена на дальнейшее расширение сети: «Однако экспансия будет умеренной, чтобы избежать существенных заимствований с учетом текущих ставок на рынке».

Капитализация «О'Кей» на Лондонской бирже в четверг, 22 января, выросла на 7,05%, до $1,1 млрд.​  

Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Зарплата курьера достигла ₽180 тыс. Что будет дальше с рынком доставки
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Банк России приступает к продаже валюты. Что будет с курсом рубля