Бизнес, 22 мар 2016, 00:03

Международная компания впервые начнет розлив виски в России

Bacardi начнет розлив виски William Lawson`s на заводе «Синергии», чтобы меньше зависеть от курса рубля. Это первый пример переноса производства глобального бренда в Россию: еще год назад делать виски в РФ было нельзя
Читать в полной версии
Фото: Елена Мулина/ТАСС

«Синергия» с виски

Компания Bacardi, входящая в топ-3 мировых производителей крепкого алкоголя, заключила контракт на розлив своего недорогого шотландского виски William Lawson`s с «Синергией», одним из крупнейших российских производителей водки, рассказали РБК вице-президент Bacardi Алехандро Узьель и председатель правления «Синергии» Александр Мечетин. Розлив виски начнется в конце апреля на подмосковном заводе «Синергии» «Традиции качества». «Синергия» будет выступать в качестве ботлера — на завод будет приходить 60-процентный дистиллят из Шотландии, в России он будет купажироваться до нужной крепости (40% спирта), затем разливаться по бутылкам 0,5 л, 0,7 л и 1 л). Дистрибуцией виски William Lawson`s российский производитель заниматься не будет — у «Синергии» есть действующий контракт на продажи в России виски с конкурентом Bacardi — компанией William Grant & Sons (бренды Grant`s, Glenfiddich, Tullamore Dew), по которому она не может брать на дистрибуцию виски другой компании.

Инвестиции в совместный проект Александр Мечетин оценил в «несколько десятков миллионов рублей»: «Больших затрат не потребуется, мы ведь не будем создавать новое производство с нуля, а загрузим уже действующий завод, — объясняет он. — Нам понадобится настроить под виски линию розлива, увеличить спиртохранилище, купажный цех — это не такие большие затраты». По его словам, «Синергия» возьмет на себя издержки, связанные с необходимым техническим переоборудованием производственных мощностей, Bacardi проинвестирует в оборотный капитал проекта — выделит средства на закупку бутылок, комплектующих и так далее.

Сотрудничество должно стать взаимовыгодным для обеих сторон, считают представители обеих компаний. Контракт с Bacardi позволит «Синергии» увеличить загрузку имеющихся производственных мощностей, которые сейчас, по словам Мечетина, работают лишь на 50% от своих возможностей. Мечетин уточняет, что по контракту с Bacardi, действующему до конца 2017 года, «Традиции качества» должны произвести порядка 10 млн л виски. Для сравнения: сама «Синергия» в 2015 году продала около 98,7 млн л крепкого алкоголя. Кроме того, Bacardi заплатит «Синергии» за розлив продукции, однако сумму представители компаний не называют. По словам топ-менеджера крупной российской водочной компании, среднерыночная цена за контрактный розлив на стороннем заводе сейчас составляет 6–7 руб. за одну бутылку объемом 0,5 л (без учета затрат на саму бутылку и комплектующие) и до 12 руб., если речь идет о премиальной водке со «сложной» бутылкой. Таким образом, за розлив предусмотренных контрактом 10 млн л виски «Синергия» может заработать около 140 млн руб.

Российский рынок виски

На 22,2% (до 33,6 млн л) упал объем российского импорта виски в 2015 году

79,2% российского импорта виски в 2015 году пришлось на Великобританию

На 14% снизились продажи виски в России в натуральном выражении в первом — третьем кварталах 2015 года к аналогичному периоду 2014‑го

31,4% всего ввезенного в 2015 году в Россию виски пришлось на долю крупнейшего импортера — компании Diageo

70–75 млрд руб. в год — в такую сумму оценивал в прошлом году объем российского рынка виски директор агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз

1 июля 2015 года в России вступил в силу ГОСТ, позволяющий производить любые зерновые дистилляты, в том числе виски

31‑е место в мире по потреблению виски на душу населения (0,2 л) заняла Россия в 2014 году

Источник: Nielsen, ЦИФРРА, Statista

Спасение от колебаний

Алехадро Узьель из Bacardi говорит, что перенос производства William Lawson`s в Россию позволит компании в меньшей степени зависеть от ценовых колебаний российского рубля. «Мы не увеличивали стоимость нашего виски пропорционально падению курса рубля, — подчеркивает Узьель. — С начала активного падения курса р​убля цена нашего продукта на полке выросла на 25–30%, тогда как рубль упал значительно сильнее». Директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что решение Bacardi о локализации своего бренда нижнего ценового сегмента было принято из-за девальвации рубля и «обнищания значительного числа потребителей»: «Компания одновременно теряла прибыль из-за ослабления рубля и снижала продажи из-за падания доходов населения, — рассуждает Дробиз. — Виски снова стал слишком дорогим для массового потребителя, и производитель должен как-то реагировать на ситуацию. Уверен, что локализация William Lawson`s в России — это только первая ласточка, скоро появятся последователи».

Сколько сэкономит Bacardi, перенеся бутилирование виски в Россию, Узьель не раскрывает. Менеджер крупной российской алкогольной компании, имеющей опыт по работе на зарубежных рынках, считает, что при условии производства комплектующих в России Bacardi сможет сэкономить до 100 руб. с бутылки 0,5 л. Пол-литровая бутылка William Lawson`s в крупнейшей российской сети алкомаркетов «Красное & Белое» сейчас стоит около 450 руб.

Bacardi — второй по объему импортер виски в Россию — ввез в прошлом году 6,1 млн л, что на 26,2% меньше, чем годом ранее. Однако резкое падение было связано также с наличием большого числа товарных запасов на складах. В 2014 году после введения продовольственных санкций Россией против стран ЕС и США крупные западные компании наращивали ввоз своей продукции в Россию из опасений, что Россия может включить в санкционный список и импортный алкоголь, пояснял РБК раньше совладелец винного импортера Simple Максим Каширин. Всего же объемы поставок виски в Россию в 2015 году, по данным Федеральной таможенной службы, снизились на 22,3%, до 33,6 млн л.

По данным Euromonitor International, William Lawson`s является самым продаваемым брендом в России в категории «шотландских виски». По словам Узьеля, на William Lawson`s приходится около 90% продаж виски Bacardi в России. Исходя из этой цифры, в 2015 году компания могла ввезти около 5,5 млн л виски под этим брендом. Алехандро Узьель признает, что объемы продаж этого бренда в России в 2015 году снизились, но говорит, что падение было ниже рынка.

Виски «в законе»

Ранее иностранные производители крепкого алкоголя заключали с отечественными заводами договоры на выпуск напитков в других категориях. Так, Pernod Ricard выпускает водку «Алтай» на мощностях Иткульского спиртзавода в Южной Сибири. Diageo локализовала в России выпуск водки «Смирнов». Кроме того, Diageo в 2013 году вывела на российский рынок «ромовый напиток» (с содержанием небольшого количества рома) Shark Tooth. В 2015 году марка занимала третью позицию на рынке ромов после Bacardi и Captain Morgan (данные Diageo со ссылкой на Nielsen). Увидев убедительный рост продаж Shark Tooth, Diageo в августе 2014 года запустила «напиток висковый» Rowson`s Reserve. Новый продукт меньше чем за год вышел на второе место в категории ирландских виски после популярного Jameson.

Однако локализация производства зарубежного виски в России — первый прецедент на рынке. Ранее компании не могли организовать розлив привезенной продукции на собственных мощностях из-за отсутствия соответствующего ГОСТа. ГОСТ 55799-2013 «Дистиллят зерновой. Технические условия», легализующий производство любых дистиллированных напитков из зерна — будь то изобретенный в Британии виски либо традиционный русский самогон, вступил в силу 1 июля 2015 года.

Единственный бренд виски, который выпускался в России и до принятия ГОСТа, — Praskoveyskoe на Прасковейском заводе в Ставропольском крае. Компания сумела зарегистрировать собственные технические условия (ТУ) на выпуск собственного виски в 2003 году и в 2006 году презентовала первый трехлетний виски на выставке «Продэкспо» в Москве. Под этим брендом виски выпускается до сих пор, однако объемы его производства незначительны.

Pro
Почему предпринимателям в России так сложно дается цифровизация бизнеса
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
Синдром плотного графика: зачем люди «забивают» свое расписание
Pro
Склады в складчину: могут ли инвестиции в логистику стать высокодоходными
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему