Бизнес, 22 мар 2018, 15:34

Сам себе продавец: как семья Гуцериева заработала на своих активах

Группа «Сафмар» Михаила Гуцериева получит до 45,5 млрд руб. от сделки между собственными же активами: сеть «М.Видео» выкупит у нее «Эльдорадо». Эту сумму группа направит на дальнейшее расширение в рознице, считают эксперты
Читать в полной версии
Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Четверть рынка в одни руки

Крупнейший отечественный ретейлер электроники и бытовой техники «М.Видео» покупает сеть «Эльдорадо», сообщил в четверг, 22 марта, основатель и президент «М.Видео» Александр Тынкован. Сумма сделки составит до 45,5 млрд руб. без учета долговой нагрузки «Эльдорадо» (еще 7 млрд руб.).

100% ООО «Эльдорадо» выкупит дочерняя компания ПАО «М.Видео» — ООО «М.Видео Менеджмент». Сделку должно одобрить внеочередное общее собрание акционеров ПАО, которое состоится 13 апреля. Акционеры, несогласные со сделкой или не принявшие участие в голосовании, смогут предъявить свои акции к выкупу. Цена выкупа составит 401 руб. за акцию (в среду, накануне объявления о сделке, торги закрылись на 405,9 руб. за бумагу).

Сделку планируется закрыть во втором квартале этого года, реорганизация и создание единого юрлица будут завершены к началу 2019-го. Оба бренда — «М.Видео» и «Эльдорадо» — будут сохранены. В сделку не войдет управляемый «М.Видео» маркетплейс Goods.ru: его основным собственником (80%) остается «М.Видео Менеджмент», еще 20% — у Тынкована и его партнера Павла Бреева.

Сейчас «М.Видео» c 424 магазинами — самый большой российский ретейлер электроники и бытовой техники с долей рынка 17,1%, ссылается «М.Видео» на данные Gfk. У «Эльдорадо» с 415 магазинами — 8,8% рынка. Таким образом, объединенный ретейлер будет контролировать четверть рынка, а после 2020 года его доля, как указано в презентации компании, может вырасти до 30%. «Эльдорадо» присутствует в маленьких регионах и работает в сегменте масс-маркет, поэтому сделка позволит «М.Видео» расширить за счет этого свою аудиторию, отметил Тынкован.

В 2017 году выручка «М.Видео» достигла 198 млрд руб., «Эльдорадо» — 106 млрд руб. Объединенная компания войдет в десятку крупнейших по выручке публичных ретейлеров электроники в мире, уточняет «М.Видео». По ее оценке, к 2022 году выручка объединенной компании составит порядка 450 млрд руб. Синергетический эффект от объединения двух компаний должен составить 18 млрд руб. EBITDA в 2018–2020 годах.

Объединенной компанией продолжит управлять команда менеджмента во главе с основателем и президентом «М.Видео» Тынкованом и главным исполнительным директором Энрике Фернандесом.

«М.Видео» станет должником

Конечным бенефициаром сделки становится группа «Сафмар» Михаила Гуцериева. Сейчас группе принадлежит 57,7% акций ПАО «М.Видео», из остальных 42,3% акций, которые находятся в свободном обращении, на конец 2017 года 9,4% принадлежали пенсионному фонду «Будущее» и еще 5,8% — входящему в группу «Сафмар» пенсионному фонду «Доверие».

Основным владельцем «М.Видео» «Сафмар» стал после выкупа акций управляющей компании «М.Видео» у Александра Тынкована и его партнеров. Сделка была закрыта 28 апреля 2017 года.​ Контроль в «М.Видео» стоил «Сафмару» около $726 млн ($7 за одну акцию).

На тот момент «Сафмар» уже приобрел 100% «Эльдорадо» и владел «Техносилой», которая впоследствии была интегрирована в «М.Видео» и «Эльдорадо». Сумма, которая была заплачена за «Эльдорадо», не раскрывалась.

О планах объединить две сети «Сафмар» заявлял еще летом 2017 года. Планировалось, что магазины «Эльдорадо» и «М.Видео» будут распределены по регионам «с учетом специфики брендов, а неэффективные — закрыты». Тогда планов по продаже долей конкурирующих сетей друг другу «Сафмар» не заявлял. Акционеры хотели создать новое ПАО «Сафмар Ритейл» на базе ПАО «М.Видео», которая бы стала управляющей компанией и для «М.Видео», и для «Эльдорадо».

От этой идеи отказались в течение двух недель после сделки: управлять сразу двумя сетями под брендом «Сафмар Ритейл» и получить синергетический эффект оказалось слишком сложно, говорит Тынкован. Теперь, по его словам, объединение под одним юридическим лицом позволит в первую очередь лучше управлять складскими остатками и закупками обоих ретейлеров.

Необходимые новой сделке средства станут кредитными обязательствами уже «М.Видео» — она привлечет кредит на 40 млрд руб. и использует собственные свободные средства. После завершения сделки кредитный портфель объединенной компании составит 47 млрд руб. к концу 2018 года. Сейчас у «М.Видео» нет своей долговой нагрузки.

При этом доли «Сафмара» и в «М.Видео», и в «Эльдорадо» находятся в залоге — у ВТБ и Россельхозбанка соответственно. Кредит на покупку «Эльдорадо» под залог 100% ООО «М.Видео Менеджмент» также выдаст банк ВТБ, следует из материалов «М.Видео».

Продавец и покупатель в одном лице

Покупка «Эльдорадо» не единственный пример, когда компания покупает бизнес у своего же основного акционера. В феврале 2017 года «МегаФон», чьим основным владельцем (56,32%) является USM Holdings Алишера Усманова, закрыл сделку по покупке контрольного пакета в Mail.Ru Group. «МегаФон» приобрел 11,5 млн акций класса А и 21,9 млн обыкновенных акций в капитале Mail.Ru Group, что составляет около 15% уставного капитала и 63,8% голосующих акций. Продавцом выступили структуры USM Holdings Усманова. Сумма сделки составила $740 млн ($640 млн — в момент заключения сделки в декабре 2016 года и еще $100 млн через год). В декабре 2017 года «МегаФон» объявил, что полностью расплатился за долю в Mail.ru Group.

Выгодная перепродажа

В четверг акции «М.Видео» подорожали на Московской бирже на 3%, до 419 руб. за штуку. Капитализация ретейлера превысила 75,3 млрд руб.

«М.Видео» — публичная компания, поэтому логично объединять активы именно на базе нее как центра консолидации, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Объединение «М.Видео» и «Эльдорадо» действительно имеет практический смысл, но цена сделки вызывает вопросы, отмечает старший аналитик ФК «Уралсиб» Константин Белов.

По словам аналитика, получить заявленный синергетический эффект будет достаточно непростой задачей. Если реализуется позитивный сценарий, то сделка вполне справедлива, продолжает аналитик. Но в случае если добиться синергии не удастся, «М.Видео» получит достаточно большой долг, которого сейчас у компании нет вообще, а это невыгодно миноритариям. Продающая сторона в лице «Сафмара» при этом «получает кеш», — замечает Белов.

С ним согласен аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Заявленный эффект на EBITDA выглядит амбициозно, но в случае дальнейшего улучшения экономической конъюнктуры он достижим, говорит Нигматуллин.

«Сафмар» в этой сделке получает преимущество и кроме синергии, считает Нигматуллин. «Компания нашла удачный момент с точки зрения рыночной конъюнктуры и курса рубля для перепродажи ранее приобретенного «Эльдорадо», доходность могла составить более 50%», — отмечает Нигматуллин.

Группа «Сафмар» не поясняет, на что пойдут вырученные от продажи «Эльдорадо» средства. Они, как утверждают два источника РБК на рынке, могут понадобиться для дальнейшей консолидации рынка. В частности, по их информации, группу может интересовать российский бизнес немецкой сети MediaMarkt с рыночной долей 3,3%, по данным презентации «М.Видео» со ссылкой на Gfk. Представители головного и российского офисов MediaMarkt не ответили на запрос РБК. Представитель «Сафмар» интерес к MediaMarkt не подтверждает.

Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам