Свежий журнал РБК: лидеры корпоративного образования и «Упрямый пивовар»
Большинство компаний недовольно образованием сотрудников, которое те получили в институтах и университетах: это не специфически российская, а мировая проблема. В России 60% работодателей считают квалификацию своих сотрудников критически недостаточной — эту цифру приводил председатель правления Сбербанка Герман Греф на экономической конференции Высшей школы экономики.
Реформа всей системы образования — задача очень сложная и долгосрочная, бизнесу надо решать эту проблему здесь и сейчас. И бизнес ее решает: тот же Сбербанк вложил больше 10 млрд руб. в строительство собственного университета, открывшегося в конце 2014 года. Похоже, что и в целом на образование сотрудников крупнейший банк тратит больше всех в стране — 2,14 млрд руб. по итогам 2014 года (подробности читайте в материале «Истра просвещения»).
Но первое место в новом рейтинге журнала РБК «15 лидеров корпоративного образования» Сбербанк занял не только благодаря объему потраченных денег. Ранжировать компании только по этому показателю было бы нечестно: гиганты всегда окажутся наверху. Поэтому в рейтинге мы также учли, как затраты на образование соотносятся с фондом оплаты труда в компаниях, приняли во внимание рост или падение таких затрат за последние три года, рост или сокращение числа людей, прошедших через корпоративные программы обучения, и ряд других факторов.
Результаты получились неожиданными: второе место занял сотовый ретейлер «Евросеть», который в сфере образования потеснил расположившихся за ним «Газпром нефть», «Сибур» и «Росатом». Корпоративная академия атомной госкорпорации — отдельная история. Как научить бизнесу людей, большинство которых еще недавно о бизнесе не думали совсем? Что изменилось и чему еще учат людей, отвечающих за боеголовки баллистических ракет и энергоблоки атомных станций, читайте в материале «Ядерная программа».
Многие корпоративные университеты готовы принять на обучение сотрудников других компаний — конечно, за отдельную плату. Казалось бы, кто в здравом уме будет тратить свои деньги на обучение конкурентов? А такие компании есть: почему «Яндекс» и Mail.ru Group вкладывают в обучение программистов, которые с большой долей вероятности потом пойдут работать в другие компании, читайте в материале «Альтруисты из интернета».
Герой бизнеса в этом номере — президент и основной владелец компании «Очаково» Алексей Кочетов. Российский рынок пива и безалкогольных напитков давно разделили между собой огромные транснациональные корпорации. «Очаково» — последний крупный российский игрок, который не сдается и оказывает сопротивление глобальным компаниям. У Кочетова был шанс продать компанию, получив за нее сотни миллионов долларов и обеспечив себе спокойную старость. Почему 72-летний бизнесмен не воспользовался этим шансом и на что он надеется в своей схватке с мировыми гигантами, читайте в материале «Упрямый пивовар».
Расследование номера: кому достанется огромный и непрозрачный рынок управления жильем, объем которого составляет примерно 2,5 трлн руб. в год. Государство давно и почти безуспешно пытается навести порядок на рынке ЖКХ, но большая часть его усилий заканчивается ничем. Во многом потому, что эта сфера находится в гласном и негласном ведении региональных чиновников, привыкших получать гарантированные деньги: люди не перестают платить за услуги ЖКХ даже в кризис. Что происходит на рынке управления жильем и почему он почти не интересен бизнесу в его нынешнем состоянии, читайте в материале «Сумеречная зона».
Об этом и многом другом — в свежем номере журнала РБК
Автор — главный редактор журнала РБК