Газовый компромисс: о чем «Газпром» готов договариваться с Европой
В среду Еврокомиссия выдвинула официальные претензии в адрес «Газпрома» — крупнейшего поставщика газа в Европе — по делу о злоупотреблении доминирующим положением. Предварительные обвинения заключаются в том, что «Газпром» нарушает антимонопольные правила ЕС, сознательно разъединяя газовые рынки Центральной и Восточной Европы, например, ограничивая возможности своих оптовых покупателей перепродавать газ в другие страны Европы. Подобная практика «позволяет «Газпрому» взимать несправедливые цены» на некоторых европейских рынках, говорится в пресс-релизе регулятора. Кроме того, Еврокомиссия подозревает «Газпром» в том, что он незаконно увязывает поставки газа с выполнением закупщиками «несвязанных обязательств», относящихся к газотранспортной инфраструктуре. Обвинения Еврокомиссии касаются деятельности «Газпрома» в восьми странах — Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и Словакии (подробнее о них можно прочитать здесь).
Приглашение к переговорам
Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев рассказал РБК, что еще во вторник провел переговоры с еврокомиссарами по вопросу антимонопольного расследования против «Газпрома». «Телеконференция состоялась, но Еврокомиссия не пошла нам навстречу, а решила выдвинуть претензии. Ну хорошо, будем работать так. У нас есть 12 недель, чтобы подготовить официальный ответ. Мы договорились за это время провести минимум две встречи. Пока речь идет только о предварительном заявлении Еврокомиссии», — сказал он. Возможные варианты компромиссов с европейскими чиновниками обсуждать отказался, предупредив, что «Газпром» в любом случае собирается «жестко отстаивать свою позицию».
Переговоры могут продолжиться и на правительственном уровне: формат межправительственных консультаций был ранее согласован Дмитрием Медведевым и Жозе Мануэлем Баррозу. О том, что Баррозу и Медведев еще в 2013 году договорились о проведении консультаций по газовому вопросу, в среду напомнило Минэнерго. Процесс этих консультаций был прерван Еврокомиссией в одностороннем порядке, считают российские чиновники.
Вернуть Евросоюз за стол переговоров рассчитывает и Кремль. «Мы надеемся, что компромиссы будут найдены. Считаем, что подобные споры, безусловно, нужно решать в ходе переговоров», — заявил журналистам пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков (цитата по Интерфаксу). В Кремле рассчитывают «на абсолютно беспристрастное отношение к компании «Газпром», – подчеркнул он.
В деле против Еврокомиссии российскую компанию консультирует команда международной юридической фирмы Dentons, крупнейшей в мире по штату юристов. Глава направления «конкуренция и антимонопольное законодательство» Dentons, доктор юридических наук Йорг Каренфорт подтвердил РБК, что его фирма консультирует «Газпром» по вопросам антимонопольного расследования в Европе. «Мы получили [от Еврокомиссии] объемный документ и сейчас изучаем его», — сказал он, отказавшись от дополнительных комментариев.
Опыт работы с Dentons
«Газпром» с 2004 года был одним из основных акционеров Lietuvos dujos, которая занималась импортом, транзитом, продажей и распределением газа в Литве. Вильнюс настаивал на разделении компании по видам деятельности. В середине 2013 года бизнес по магистральным поставкам газа был выделен в отдельную структуру — Amber Grid. Осенью 2014 года поставки газа внутренним потребителям передали Lietuvos duju tiekimas.
Литва настаивала на том, чтобы «Газпром» отказался от доли в газотранспортных активах «старой» Lietuvos dujos, которые перешли к Amber Grid. Однако монополия не соглашалась на это, поскольку теряла контроль над газопроводом, через который снабжается Калининградская область.
В середине 2014 года стороны пришли к компромиссу: «Газпром» предоставил Литве скидку на газ 20% и продал литовскому правительству свои доли в Lietuvos dujos и Amber Grid за €121 млн. «Газпром» отозвал поданный против Литвы в 2012 году иск в UNCITRAL (в нем он оспаривал реорганизацию своего бизнеса в республике), так как «не о чем уже копья ломать».
Интересы монополии в спорах с Литвой представляла компания Dentons.
У Литвы есть иск в Стокгольмском арбитраже, слушания по существу должны состояться в июле 2015 года. Вильнюс требует от «Газпрома» вернуть около €1,5 млрд переплаты за газ в 2004–2012 годах.
Позиция «Газпрома»
В Газпроме предъявленные Европейской комиссией претензии назвали необоснованными. «Принятие Европейской комиссией «заявления о возражениях» является лишь одним из этапов проводимого антимонопольного расследования и не означает признание ОАО «Газпром» виновным в каком-либо нарушении антимонопольного законодательства ЕС», — говорится в сообщении, которое появилось на официальном сайте «Газпрома» в среду.
До штрафных санкций в отношении «Газпрома», если они в итоге будут наложены, еще далеко. «Штраф может быть предъявлен не ранее, чем мы подадим объяснение по всем предъявленным сейчас ЕК пунктам, его рассмотрят и будут с нами консультироваться, то есть процесс затянется», — отмечает источник в концерне.
Действия Еврокомиссии – «атака на долгосрочные контракты на поставку газа и двусторонние межправительственные соглашения с участнием «Газпрома» и российского правительства», – считает один из собеседников РБК в концерне. По его мнению, цель расследования не в том, чтобы помочь европейским потребителям газа снизить цену на топливо и защитить конкуренцию, а в том, чтобы уменьшить зависимость от импорта энергоносителей из России.
Не согласен «Газпром» и с конкретными претензиями. Еврокомиссия, к примеру, считает, что в пяти странах (Болгария, Эстония, Латвия, Литва и Польша) «Газпром» искусственно завышает контрактные цены на газ. «Конкретные ценовые формулы, как они применяются в контрактах «Газпрома» с его клиентами, вносят несправедливость в цены», — говорится в справочном документе регулятора. Источник, близкий к концерну, парирует, что Еврокомиссия не учитывает инвестиции, сделанные еще с совестких времен в развитие транспортных мощностей в тех же странах Балтии. Если «Газпром» оказался где-то единственным поставщиком газа, то это было сделано «не с целью ущемления конкуренции: просто никто другой не хотел вкладывать туда средства», – возмущается собеседник РБК.
Некоторые претензии Еврокомиссии уже потеряли актуальность, добавляет близкий к «Газпрому» источник: например, цена на газ в ряде европейских регионов уже содержит спотовую составляющую, проблема замкнутости балтийских рынков тоже постепенно решается. Не действует де-факто и правило, запрещающее импортерам реэкспортировать российский газ, утверждает собеседник РБК. Даже если такие ограничения есть в контрактах, концерн не штрафует за такие нарушения, если речь идет о физическом реверсе, говорит он.
Норвежцы догоняют
Спокойно работать на европейском рынке «Газпрому» мешают не только власти ЕС, но и наступающий на пятки северный конкурент — Норвегия. Если в 2013 году на норвежский газ в структуре газового импорта ЕС приходилось 34%, на российский — 43%, то в 2014 году Норвегия нарастила долю до 38%, а «Газпром» снизил до 42%, говорилось в последнем квартальном отчете Еврокомиссии по газовому рынку.
В четвертом квартале 2014 года Норвегия поставила в ЕС больше газа, чем Россия, — 31,3 млрд куб. м. Поставки «Газпрома» упали «до необычно низкого для этого времени года уровня» — 20,1 млрд куб. м, говорилось в отчете.
В отличие от «Газпрома», который держится за традиционное ценообразование с нефтяной привязкой (хотя и вводит в своих контрактах спотовый рыночный элемент), норвежская Statoil, тоже подконтрольная государству, сделала конкурентную ставку на рыночное ценообразование. В 2012 году Statoil заключила с немецкой Wintershall, давним партнером «Газпрома», 10-летнее соглашение на поставку газа по ценам спотового рынка, которое менеджеры Statoil назвали «первым контрактом такого масштаба в континентальной Европе». На тот момент норвежская компания продавала около 40% своего газа по спотовым ценам, а сейчас эта доля составляет 75–80%.